ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
1 Основные методологические подходы в преподавании
культурной антропологии
Двумя постоянными мыслями, довлеющими над людьми, где бы и
когда они ни проживали, являются идеи о их сущности и существовании, об
устойчивости и изменчивости их непосредственного бытия. Что выступает в
качестве гаранта первого и причиной второго?
Вне устойчивости как нормативности человеческой жизни немыслима
вся культура: традиции, обычаи, правила повседневной жизни и
разнообразные кодексы, начиная от биологически обусловленных (например,
запрета инцеста) и кончая духовно-религиозными заповедями Деколога и
Нагорной проповеди. С другой стороны, бытие человека - вечно
самовознобновляющийся процесс его становления и утверждения именно в
данном – человеческом – качестве. Он то и составляет суть вполне открытого
понятия «образование» - «нечто образуется, возникает по-настоящему
впервые». В образовании человек завершает все стадии становления,
становится собственно человеком. Мы рождаемся, фигурально говоря,
трижды: сначала как тело, организм, затем, как социальные существа, или
личности. Последнее – третье рождение – душевное, когда мы
идентифицируем самих себя, понимая свою уникальность как детей Божьих.
Задача подлинного рождения одна, но порождает каждый раз новые
процедуры человеческой самореализации.
Читая философские тексты древнегреческого мыслителя Гераклита из
Эфеса, приходишь к твердому убеждению в том, что «нельзя дважды войти в
одну реку» («первые воды» уплыли в никуда…). Открываем не менее
глубокие философские страницы почти современного писателя Х.Л. Борхеса
и встречаемся с таким эпиграфом к его рассказу «Бессмертный»: «Соломон
рёк: Ничто не ново под луной. А Платон домыслил: Всякое знание есть не что
иное, как воспоминание; так что Соломону принадлежит мудрая мысль о том,
что всякое новое есть забытое старое» (ссылка на «Опыты» Фр. Бэкона).
Что же тогда представляет собой модернизация образования,
философии, культуры в целом? Вечное возвращение человека к самому себе
подлинному, или совмещение своего существования (экзистенции) со своей
сущностью (эссенцией). В таком случае, стратегическим путем
совершенствования, или модернизации, человека выступает его подлинная, а
не мнимая, навязываемая социумом, реализация. В философии это означает
выдвижение на первый план аксиологический и антропологической
проблематики, ценностно-человеческого её ядра.
Ценностью мы называем все, что имеет к нам отношение, с чем мы, в
принципе, способны установить значимые для нас связи: прямые и
опосредованные. Деление ценностей на материальные и духовные можно
считать теоретически преодоленным: не так важно происхождение
ценностей, как их место в структуре нашего жизненного опыта. Каждая вещь
- ценна, но – в различной степени, т.е. занимает свое собственное место в
5
1 Основные методологические подходы в преподавании культурной антропологии Двумя постоянными мыслями, довлеющими над людьми, где бы и когда они ни проживали, являются идеи о их сущности и существовании, об устойчивости и изменчивости их непосредственного бытия. Что выступает в качестве гаранта первого и причиной второго? Вне устойчивости как нормативности человеческой жизни немыслима вся культура: традиции, обычаи, правила повседневной жизни и разнообразные кодексы, начиная от биологически обусловленных (например, запрета инцеста) и кончая духовно-религиозными заповедями Деколога и Нагорной проповеди. С другой стороны, бытие человека - вечно самовознобновляющийся процесс его становления и утверждения именно в данном – человеческом – качестве. Он то и составляет суть вполне открытого понятия «образование» - «нечто образуется, возникает по-настоящему впервые». В образовании человек завершает все стадии становления, становится собственно человеком. Мы рождаемся, фигурально говоря, трижды: сначала как тело, организм, затем, как социальные существа, или личности. Последнее – третье рождение – душевное, когда мы идентифицируем самих себя, понимая свою уникальность как детей Божьих. Задача подлинного рождения одна, но порождает каждый раз новые процедуры человеческой самореализации. Читая философские тексты древнегреческого мыслителя Гераклита из Эфеса, приходишь к твердому убеждению в том, что «нельзя дважды войти в одну реку» («первые воды» уплыли в никуда…). Открываем не менее глубокие философские страницы почти современного писателя Х.Л. Борхеса и встречаемся с таким эпиграфом к его рассказу «Бессмертный»: «Соломон рёк: Ничто не ново под луной. А Платон домыслил: Всякое знание есть не что иное, как воспоминание; так что Соломону принадлежит мудрая мысль о том, что всякое новое есть забытое старое» (ссылка на «Опыты» Фр. Бэкона). Что же тогда представляет собой модернизация образования, философии, культуры в целом? Вечное возвращение человека к самому себе подлинному, или совмещение своего существования (экзистенции) со своей сущностью (эссенцией). В таком случае, стратегическим путем совершенствования, или модернизации, человека выступает его подлинная, а не мнимая, навязываемая социумом, реализация. В философии это означает выдвижение на первый план аксиологический и антропологической проблематики, ценностно-человеческого её ядра. Ценностью мы называем все, что имеет к нам отношение, с чем мы, в принципе, способны установить значимые для нас связи: прямые и опосредованные. Деление ценностей на материальные и духовные можно считать теоретически преодоленным: не так важно происхождение ценностей, как их место в структуре нашего жизненного опыта. Каждая вещь - ценна, но – в различной степени, т.е. занимает свое собственное место в 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »