ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
Чтобы убедиться в этом , достаточно заглянуть хотя бы в
несколько педагогических источников, трактующих сущность
понятия «воспитание»:
«Воспитание – это формирование личности» /в предыдущих
темах мы уже убедились в том , что воспитание – это лишь один из
факторов формирования. Такое определение расширительно
толкует роль воспитания . Целесообразнее в таком контексте было
бы сказать о содействии воспитания формированию личности /.
(«Педагогика» И . П. Подласого ).
«Воспитание – это привитие культурных навыков» /совсем как
в плодовом саду: что хочу, то и привью – без учета активности
самого ребенка, его индивидуальной природы /.( «Педагогика» И . Ф .
Харламова).
«Воспитание – это руководство развитием личности в
правильном направлении» /правильное направление определяется,
конечно же, воспитателем - кормчим , который является истиной в
последней инстанции. С этой высоты он руководит /а не создает
условия/ развитием ребенка, подавляя его активность , игнорируя его
потребности / (часто встречающееся определение).
Какая разноголосица, затрудняющая познание сущности
такого сложного социально-педагогического процесса, каким
является воспитание.
2. Воспитание как социальное явление .
Основные теории происхождения воспитания
Начнем с небольшого исторического экскурса, постараемся
ответить на вопрос о том , когда и в связи с чем возникло воспитание
в жизни людей . Это не праздный вопрос, на этот счет существует
несколько теорий . Их рассмотрение поможет нам понять смысл
воспитания как социального явления, раскрыть его значение в жизни
общества.
Биологическая теория происхождения воспитания Летурно.
Воспитание в соответствии с этой теорией возникло за пределами
человеческого общества, в животном мире: кошка учит котят ловить
мышей , утка учит утят плавать . В человеческом обществе
воспитание видоизменяется, но сущность его не изменяется, в
основе – инстинкт борьбы за существование. Достоинство теории в
том , что она обобщает реальные факты действительности . Слабость
в том , что она низводит всю воспитательную деятельность до уровня
инстинкта .
Психологическая теория происхождения воспитания Монро.
Монро критикует Летурно за то , что тот не вскрывает качественного
4 Ч тобы убед иться в этом , д остаточно заглянуть хотя бы в несколько пед агогических источников, тр актую щ их сущ ность понятия «воспитание»: «В оспитание – это ф ор м ир ование личности» /в пр ед ы д ущ их тем ах м ы уж е убед ились в том , что воспитание – это лиш ь од ин из ф актор ов ф ор м ир ования. Т акое опр ед еление р асш ир ительно толкуетр оль воспитания. Ц елесообр азнее в таком контексте бы ло бы сказать о сод ействии воспитания ф ор м ир ованию личности/. («Пед агогика»И .П. Под ласого). «В оспитание– это пр ивитиекультур ны х навы ков»/совсем как в плод овом сад у: что хочу, то и пр ивью – без учета активности сам ого р ебенка, его инд ивид уальной пр ир од ы /.( «Пед агогика» И .Ф . Х ар лам ова). «В оспитание – это р уковод ство р азвитием личности в пр авильном напр авлении» /пр авильное напр авление опр ед еляется, конечно ж е, воспитателем -кор м чим , котор ы й является истиной в послед ней инстанции. С этой вы соты он р уковод ит/а не созд ает условия/ р азвитием р ебенка, под авляя его активность, игнор ир уя его потр ебности/ (часто встр ечаю щ ееся опр ед еление). К акая р азноголосица, затр уд няю щ ая познание сущ ности такого слож ного социально-пед агогического пр оцесса, каким является воспитание. 2. Во спит ание к ак со ц иально е я вле ние . Осно вные т е о рии про исхо ж де ния во спит ания Н ачнем с небольш ого истор ического экскур са, постар аем ся ответитьна вопр осо том , когд а и всвязи счем возникло воспитание в ж изни лю д ей. Это не пр азд ны й вопр ос, на этотсчетсущ ествует несколько теор ий. И х р ассм отр ение пом ож ет нам понять см ы сл воспитания как социального явления, р аскр ы тьего значениевж изни общ ества. Биологическая теор ия пр оисхож д ения воспитания Л етур но. В оспитание в соответствии с этой теор ией возникло за пр ед елам и человеческого общ ества, вж ивотном м ир е: кош ка учиткотятловить м ы ш ей, утка учит утят плавать. В человеческом общ естве воспитание вид оизм еняется, но сущ ность его не изм еняется, в основе – инстинктбор ьбы за сущ ествование. Д остоинство теор ии в том , что она обобщ аетр еальны е ф акты д ействительности. Слабость втом , что она низвод итвсю воспитательную д еятельностьд о ур овня инстинкта. Психологическая теор ия пр оисхож д ения воспитания М онр о. М онр о кр итикуетЛ етур но за то, что тотневскр ы ваеткачественного
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »