ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
национальных и джазовых элементов в репертуаре. Очень часто в составе джазовых оркестров оказывались те
или иные инструменты народов, населяющих Россию.
Олег Леонидович Лундстрем (1916 – 2005) родился в Чите. В 1934 г. он создал в Харбине свой первый ор-
кестр, который играл популярный джазовый репертуар, тогда уже он исполнял джазовые аранжировки песен
Дунаевского. С 1947 г. оркестр переезжает в Казань, где руководитель заканчивает консерваторию и начинает
работать заведующим музчастью драматического театра. С 1956 г. оркестр работает в Москве в Росконцерте.
Становится лауреатом фестивалей в Варшаве и Праге (1978). Игра коллектива стала образцом отечественной
оркестровой джазовой школы. В программе оркестра – сочинения Глена Миллера и Дюка Эллингтона.
В составе оркестра работали такие известные музыканты, как саксофонисты С. Григорьев, В. Колнов; ба-
рабанщик И. Юрченко; трубач А. Фишер; пианист В. Данилин; контрабасист В. Куцинский; тромбонисты В.
Назаров и Г. Гречухин. Солисткой оркестра была И. Отиева. Она удачно вписалась в ансамбль, исполняет джа-
зовую классику, при этом демонстрирует диапазон и ансамбль голоса, легко переходит от баллад к скэту.
Новый этап в развитии отечественного джаза – 1960-е гг. В этот период происходит своеобразное разме-
жевание эстрадной музыки и джаза. Это приводит к возникновению многочисленных малых форм джазовых
инструментальных импровизационных ансамблей. Ведущими творческим коллективами становятся такие ан-
самбли, как Ленинградский диксиленд, квартет Г. Гараняна – А. Громина, квинтет Г. Гольдштейна – К. Носова,
трио И. Бриля, квинтет В. Сакуна, трио Г. Лукьянова и др. Появляются и разворачивают активную деятельность
джаз-клубы. Постепенно начинают регулярно проводиться и становятся многочисленными и популярными
джазовые фестивали. Отечественные исполнители начинают с успехом участвовать в международных джазо-
вых фестивалях.
Наряду с молодыми камерными составами продолжают свою деятельность традиционные большие орке-
стры. Наиболее известны из них эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руко-
водством Ю. Силантьева, а также многочисленные концертирующие оркестры, среди которых коллективы О.
Лундстрема, Л. Утесова, Р. Паулса, К. Певзнера, К. Орбеляна, А. Кролла и др. Появляется и новый тип эстрад-
ного коллектива – вокально-инструментальные ансамбли. Первым из них по праву считается ВИА-66 под
управлением Ю. Саульского. Большое значение в их творчестве приобретают аранжировки, в которых проис-
ходит усиление джазовых элементов. Появляются специальные инструментальные сочинения отечественных
композиторов для джазового состава, утверждается жанр инструментального концерта, вершиной которого
можно считать творчество М. Кажлаева, И. Якушенко, Б. Троцюка и У. Найсоо.
1960-е гг. характеризуются качественным повышением уровня профессионального мастерства импровизи-
рующих музыкантов. 60-е гг. принесли долгожданную оттепель, и с этого времени джаз начал стремительно
развиваться, экспериментировать, осваивать новые формы и стили. Джаз снова оказался на подъеме, благодаря
творчеству энергичных и пытливых музыкантов росла популярность жанра. На отечественном джазовом небо-
склоне появились новые яркие имена: пианисты Б. Рычков, Н. Капустин, И. Бриль, Б. Фрумкин; контрабасисты
А. Сатановский, И. Беруштис, А. Егоров, А. Соболев; саксофонисты Г. Гаранян, Г. Гольнштейн, А. Пищиков, С.
Григорьев, А. Осейчук; трубачи А. Товмасян, Г. Лукьянов, А. Голощекин, А. Фишер; тромбонисты К. Бахол-
дин, А. Сухих, В. Назаров, В. Бударин; барабанщики В. Журавский, В. Буланов, А. Гареткин, В. Епанешников;
гитаристы Н. Громин, А. Кузнецов и др. В эти годы в стране успешно концертируют джаз-оркестры Э. Рознера,
О. Лундстрема, Л. Утесова, Б. Ренского, А. Кролла, А. Кальварского, И. Вайнштейна, К. Орбеляна, Ю. Сауль-
ского, К. Певзнера, Г. Розенберга, К. Назаретова. Создаются новые джазовые и симфонические произведения Б.
Троцюка, М. Кажлаева, Ю. Саульского, В. Долгова, И. Якушенко, В. Оякяэра, А. Флярковского, А. Мажукова,
В. Людвиковского, Ю. Маркина, Ю. Чугунова и др.
В этот период осуществлялись активные поиски и эксперименты в области исполнительства, ниспроверга-
лись прежние каноны и авторитеты. Отечественные исполнители воспринимают ведущие тенденции мирового
джаза, вместе с тем, они с глубоким интересом относятся и к национальному фольклору.
В то же время уровень отечественного джазового искусства серьезно отставал от творчества европейских и
американских мэтров. В этот период мировой джаз опережал отечественный на несколько десятилетий. Поэто-
му отечественные джазмены много учились у западных музыкантов: слушали лучших джазменов Америки и
Европы, размышляли и спорили об их творчестве. Однако подражание было тупиковым направлением. Поэто-
му отечественные музыканты ставили перед собой задачу научиться созидать свой джаз, научиться творчеству.
Благодаря целеустремленности, терпению и таланту лучших музыкантов отечественный джаз через полтора-два
десятилетия поднялся до уровня самобытного художественного явления. Этому во многом способствовало уча-
стие отечественных музыкантов в джазовых фестивалях в Варшаве (1962 г.) и Праге (1965 г.). Первые выступ-
ления наших джазменов на международных джазовых фестивалях произвели сенсацию, вызвали большой инте-
рес, многие ведущие западные джазоведы высоко оценили самобытное творчество советских музыкантов. Они
отмечали оригинальность, национальный характер произведений, созданных советскими авторами. На фести-
валях состоялись важные для развития жанра контакты и сопоставления различных школ, выступления россий-
ских молодых музыкантов. Успех окрылили, однако музыканты понимали серьезность стоящих перед ними
задач. Значительным вкладом в развитие теории и истории джаза стала книга В. Конен «Пути американской
музыки»
Несколько меняются основные направления развития джазовой музыки в 1970-х гг. Широкое распростра-
нение получают два основных типа джазового концерта: эстрадно-развлекательный, основанный на стандарт-
ной танцевально-песенной импровизационности, и филармонически-камерный, опирающийся на крупные фор-
мы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- …
- следующая ›
- последняя »