ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Дальнейшее совершенствование традиционных форм джазовой музыки происходит в творчестве таких
коллективов, как оркестры О. Лундстрема, И. Вайнштейна, Ю. Силантьева, А. Кролла и др. Прочно утверждают-
ся на эстраде малые джаз-ансамбли, а также происходят активные творческие поиски в области камерного джаза.
Наиболее яркими в творческом отношении оказываются трио Л. Чижика, «Каданс» Г. Лукьянова, «Аллегро» А.
Левиновского, «Арсенал» А. Козлова, ансамбли И. Бриля, Ю. Чугунова и др. Особо следует отметить трио совре-
менного джаза В. Ганелина, который предпринял эксперименты в области новых форм в джазе. Все это привело к
расширению арсенала выразительных средств, обогащению ладового языка российского джаза.
В середине 70-х гг. началось профессиональное обучение молодых музыкантов джазу в системе государ-
ственного образования – вначале в музыкальных училищах, а затем в некоторых консерваториях. Молодые му-
зыканты, приходя в джаз, обогащают его новыми идеями и все дальше уводят от любительства.
В 70-е гг. в отечественной эстраде появляется направление джаз-рок. Это была новая «звуковая палитра»
джаза, в основе ее было слияние акустических и электронных средств музыкальной выразительности. Наиболее
ярко это направление проявилось в творчестве: ансамблей «Арсенал» под руководством А. Козлова, «Мелодия»
под управлением Г. Гараняна, оркестр «Современник» под управлением А. Кролла и в других коллективах. В
их исполнении причудливо сочетались ладовые языки джаза, рок-музыки, фольклора, в исполнении использо-
вались и инструментальные, и вокальные тембры.
Отечественные музыканты активно участвуют в многочисленных фестивалях джаза, проводившихся как в
СССР, так и Европе. Все это заставило говорить о российском джазе, подняло его авторитет среди европейских
джазменов и любителей джаза. Появляется множество изданий по проблемам джаза, из которых можно выде-
лить книгу А. Баташева «Советский джаз».
Еще один этап в развитии джаза связан с 1980-ми гг. В этот период наблюдается расширение стилистиче-
ских границ отечественного джаза, в нем представлены традиционные стили «Лениниградский диксиленд»,
ретро-группа «Диапозон», свинг (О. Лундстрем, А.О. Кролл), би-боп (Д.С. Голощекин), модальный джаз («Ал-
легро»), джаз-рок («Арсенал»), фри-джаз (трио В.Ш. Генелина). Происходит дальнейшее обогащение и синтез
джаза и фольклора, что ярко наблюдалось в творчестве ансамблей: «Архангельск» В. Резицкого, «Аллегро»
Н.Я. Левиновского, «Арсенал» А. Козлова, «Кварта» С. Ширмана, «Бумеранг» Т. Ибрагимова и др.
Еще одним доминирующим стилистическим направлением стало соединение джаза с симфонической и
камерной музыкой. Примером этому могут служить сочинения И. Якушенко, Ю. Саульского, композиции трио
современной джазовой музыки В. Ганелина, «Каданса» Г. Лукьянова. Очень активно развивалась студийная
музыка, в рамках которой продолжались эксперименты, связанные с соединением джаза, рок-музыки, диско, а
также взаимодействие материалов театральной и кино-музыки. Ярким примером тому служит творчество А.
Рыбникова и Э. Артемьева.
Начинается новый этап и в истории отечественных биг-бэндов. Очень активно концертирует и делает за-
писи оркестр под управлением О. Лундстрема. Столь же плодотворной в 1980-е гг. была деятельность оркест-
ров под управлением Ю. Маркина, А. Кролла, К. Орбеляна, А. Шацкого, Р. Розенберга, И. Чернышева, В. Авяе-
ева, В. Василевского и др. Очень популярными становятся диксиленды. Примером этому может служить твор-
ческая деятельность джазовых ансамблей, возглавляемых известными музыкантами И. Брилем, Л. Кузнецовым,
Д. Голощекиным, и др., а также появляются интересные молодые солисты, среди которых можно выделить И.
Назарука и др. Развивается также джазовый вокал, яркими представителями которого в этот период были Т.
Оганесян, Л. Долина, С Манукян, И. Отиева, В. Пономарева и др. Регулярно начинают проводиться московские
международные джаз-фестивали.
Развитию джазовой культуры в России способствовало совершенствование джазового образования и уча-
стие студенческих оркестров и ансамблей в джаз-фестивалях. В 1980-е гг. появляется многочисленная отечест-
венная литература о джазе.
Новый этап в развитии отечественного джаза происходит в 1990-е гг. В новой политической и экономической
ситуации активно стал развиваться джаз в России. Очень разнообразными становятся формы джазовой жизни, в
частности, усиливается роль джаз-клубов. Наиболее интересными представляются Московский джазовый ан-
гажемент Ю. Саульского, «Богема-мюзик» и Московские международные джаз-фестивали. В конце ХХ в. по-
вышается роль джазового образования, в том числе детского.
Продолжают свою деятельность «ветераны» отечественного джаза – О. Лундстрем, И. Бриль, А. Козлов, Г.
Лукьянов, Г. Гаранян, А. Осейчук, Д. Голощекин и др. Формируется и новое поколение джазовых музыкантов,
популярными становятся И. Бутман, А. Ростоцкий, С. Жилин, А. Разин, Н. Панов, А. Бриль и Д. Бриль, Я.
Окунь, И. Фармаковский, В. Головнев и др. Становятся более тесными контакты и совместные выступления
отечественных музыкантов с музыкантами разных стран мира. Появляется множество публикаций по пробле-
мам джаза в 1990-х гг.
В развитии отечественного джаза совершались процессы, сходные с теми, что происходили в европейском
джазе на заре его существования. Отечественный джаз в конце ХХ в. обрел статус профессионального искусст-
ва: с размахом проходят в различных городах джазовые фестивали, джаз завоевал прочные позиции на телеви-
дении и радио, возрастают тиражи аудиозаписей. Лучшие коллективы и солисты выступают на самых престиж-
ных международных форумах. Активно формируется джазовая критика.
Для российского джаза настало время зрелости: он обладает большим творческим потенциалом, поражает
разнообразие представленных в нем стилей и национальных форм. Настоящими звездами современного отече-
ственного джаза являются биг-бэнды О. Лундстрема, Кролла; пианисты Л. Чижик, И. Бриль, Б. Фрумкин, М.
Окунь; саксофонисты С. Гурбелошвили, В. Чекасин, A. Осейчук, Г. Гаранян, И. Бутман; гитаристы А. Кузне-
цов, Н. Громин; трубачи B. Гуссейнов, А. Фишер, Ю. Парфенов, В. Колесников; тромбонисты В. Бударин, В.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- …
- следующая ›
- последняя »