Музыкальное исполнительство и педагогика. Толмачев Ю.А - 72 стр.

UptoLike

Составители: 

Назаров; контрабасисты В. Двоскин, В. Куцинский, Т. Курашвили; ударники В. Тарасов, В. Епанешников, С.
Коростелев. То есть сформировалась школа российского джаза со своими традициями, своей эстетической ос-
новой. Российский джаз ярко выделяется среди других джазовых школ мира. Он меняет облик буквально на
наших глазах. Меняется его язык: в нем действуют значительно усложнившиеся категории ритма, тональности,
лада, мелодии, тембра, формы. Углубляется содержательность музыки, ее образная сфера. Новый язык джаза,
новая образность в свою очередь влияют на исполнительскую технику музыкантов, что проявляется в сонорных
эффектах малых джазовых ансамблей, масштабности и изобретательности биг-бэндовых партитур.
Расширился репертуар современного джаза: это и пьесы в манере диксиленда, и филигранные обработки
классики, джазовые версии пьес Прокофьева и Шостаковича, а также и композиции в духе свободного джаза,
основанные на фольклоре разных стран и народов. Это наполняет джаз новым содержанием, новыми для него
приемами гармонии и полифонии.
Остановимся несколько подробнее на особенностях творчества известных отечественных джазовых музы-
кантов.
В сфере камерных жанров работает Герман Лукьянов и его секстетмини оркестр «Каданс». Герман Лукья-
нов родился в 1936 г. В 1962 г. он создал свой первый ансамбль, затем работал в трио Леонида Чижика вместе с
барабанщиком Васильевым. В этом составе они выступали на фестивалях в Москве, Ленинграде, Таллинне, где
становятся лауреатами. В 1970 г. Лукьянов сотрудничает с биг-бэндом Людвиковского. В 1978 – создает ан-
самбль «Каданс», который играет ритмически упругую, уравновешенную, насыщенную полифонией музыку. В
ансамбль вводится партия второго пианиста. Ансамблем записано несколько альбомов, из которых очень из-
вестны «Иванушка-дурачок» и «Олимп». Ансамбль является лауреатом фестиваля Джазджембори (Варшава) и
Фестиваля Северного моря (Гаага).
Николай Яковлевич Левиновский развивает стилевое направление мейнстрим, является руководителем (с
1988 г.) джаз-ансамбля «Аллегро», созданного в 1978 г. в Саратове. Сначала в его программе были обработки
русских народных песен в стиле ладового джаза. Ансамбль исполнял хиты, основанные на русском фольклоре,
один из первых отечественных гастрольных коллективов. Тяготеет к стилю джаз-рок с 1970-х гг. В программе
традиционные миниатюры, большие концертные сюиты с контрастными частями «Триптих», Концертино в 3-х
частях» др. Для музыки «Аллегро» характерны ритмы рок музыки и пульс классического свинга в сочетании с
русским фольклором и симфонической музыкой. Ансамбль исполнял джазовую классику, с успехом выступал
на фестивалях в странах Восточной Европы. Руководитель сам играл на клавишных с безупречной техникой. С
ним работали Виктор Епанешниковджазовый барабанщики Юрий Генбачев, контрабасист Виктор Дво-
скин, саксофонист В. Коновальцев, а с 1981 г.– саксофонист С. Гурбелошвили.
Алексей Семенович Козлов (род 1935) – руководитель ансамбля «Арсенал», ведущий тематических про-
грамм «Весь этот джаз» и «Импровизация на тему». Козлов работает в манере умеренно-электронного джаз-
рока. В конце 1950-х гг. А. Козловджазовый композитор и аранжировщиквозглавил камерно инструмен-
тальный ансамбль «Арсенал». Сам он играл на саксофоне-баритоне. В 1960-е гг. он возглавляет ряд ансамблей
и пишет музыку для биг-бэнда. На рубеже 1960-х и 1970-х гг. в его творчестве ощущается сближение рока и
джаза. В программе «Арсенала» менялись стиль музыки, ее образный строй, и композиционные принципы. Яр-
кими образцами концертной инструментальной музыки стали пьесы «Опасная игра», «Богиня из слоновой кос-
ти». С приходом гитариста В. Зинчука и введением двух синтезаторов звучание ансамбля во многом приблизи-
лось к исполнению Классической музыки. В 1980 г. ансамбль стал именоваться театр «Арсенал».
Игорь Михайлович Бриль (род. 1944 г.) – джазовый пианист и композиторстал популярным после фес-
тиваля в Москве «Джаз-65». Он работал в трио «Пробуждение», которое стало лауреатом. Затем Бриль работает
в оркестре «Вновь» Ю. Саульского. Для Бриля характерно понимание масштабов джазовой формы, соотнесение
группы и солистов. Бриль И. создал собственный ансамбль, в который вошли саксофонист А. Осейчук, трубач
Г. Бахтин, Саксофонист А. Набатов. Бриль преподавал в училище им. Гнесиных, является автором «Практиче-
ского курса джазовой импровизации». Активно гастролирует за рубежом.
Давид Семенович Голощекин родился в 1944 г. в Москве, окончил школу-десятилетку при ленинградской
консерватории по классу скрипки. Мультиинструменталист, играл в разных составах. Работал в Гастрольно-
концертном объединении. Сначала играл на контрабасе в оркестре И. Вайнштейна вместе с Гольштейном (альт-
саксофон) и Е.К. Носовым (труба). Здесь оттачивалось блистательное мастерство солистов биг-бенда. Вводит в
ансамбль звучание скрипки. Голощекинблестящий импровизатор, создает оригинальные композиции, являет-
ся ярым сторонником джазового романтизма (отрицает рок). В 1989 г. организовал первую в стране Государст-
венную филармонию джазовой музыки. В 1994 г. учредил международный фестиваль «Свинг белых ночей», а
также конкурс молодых джазовых музыкантов «Осенний марафон».
Особой популярностью пользуются и мастера джазового вокала. Лариса Долина выступала в программах
джаз-оркестра О. Лундстрема и оркестра «Современник». Исполнила «Антологию джазовой песни», исполняет
спиричуэлс, блюзы, диксиленд, темы бибопа. Покоряет темпераментом, задором и редкой оригинальностью
пения. Еще один исполнительСергей Манукянотличается легкостью и свободой импровизационного пения
классических джазовых тем.
Юрий Сергеевич Саульскийкомпозитор, пианист и дирижер. В 1954 г. окончил Московскую консерва-
торию по классу композиции, становится руководителем эстрадного коллектива. Поступает в школу Гнесиных
валторнистом, после консерватории работал в эстрадных оркестрах Д. Покрасса и Э. Рознера. В 1957 г. воз-