ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Das winkt ihm stets von Ferne zu.
Sei auch nicht mein Verdopplungsstrich,
Verdoppelst wohl, doch meidest mich.
Sei mein Schleif im grossen E,
Fest an der Brust, in Wohl und Weh.
( Sei nicht mein Pünktchen auf dem i… )
В обиходной практике мы имеем дело обычно с эмпирическим понятием
точки уровня геометрической интуиции при доминировании наглядно-
графического представления геометрического понятия . На уровне обыденного
сознания образ геометрической точки актуализируется в функции средства
фиксации пространственного положения предмета , представления его
топологической схемы или фиксации пространства . Примечательно , что образ
графической точки может актуализироваться в контексте художественного
произведения, а также получать дополнительную смысловую нагрузку как
средство структурирования психологического пространства при описании
жизненного мира человека .
Задание 4. Проанализируйте функцию , которую выполняет
актуализируемый образ графической точки в следующих художественных
контекстах:
1.Двое из стражей – наперерез ей . Сейчас – в пока еще ясной , зеркальной
точке мостовой – их траектории пересекутся , - сейчас ее схватят (Е . Замятин).
2.Как две прямых расстаются в точке,
пересекаясь, простимся . Вряд ли
увидимся вновь, будь то Рай ли , Ад ли .
Два этих жизни посмертной вида
лишь продолженье идей Эвклида .
(И. Бродский. “Памяти Т. Б.” )
3.…Она , я и стол на эстраде – три точки, и через эти точки – прочерчены
линии, проекции каких - то неминуемых, еще не видимых событий (Е . Замятин).
4.Некоторые этапы его жизни так и остались скрытыми, знание мое было
неполным, я неуверенно обводил лишь известные мне контуры, прерывистые
пунктиры жизни , соединял точки, между которыми зияли провалы (Д.
Гранин).
5.Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает
оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни , в
любом направлении, без которой поэзия – одно недоразумение, временно не
разъясненное (Б. Пастернак).
6.Свой рост и положение в постели Лара ощущала сейчас двумя точками
– выступом левого плеча и пальцем правой ноги (Б. Пастернак).
Особую семантическую значимость в языке имеют “начальная” и
“конечная” точки некой условно - воображаемой линии.
Задание 5. Проанализируйте смыслы , реализуемые в следующих
примерах на основе метафорической актуализации этих видов точек:
1)точка отправления ;
2)точка прибытия ;
10 Das winkt ihm stets von Ferne zu. Sei auch nicht mein Verdopplungsstrich, Verdoppelst wohl, doch meidest mich. Sei mein Schleif im grossen E, Fest an der Brust, in Wohl und Weh. ( Sei nicht mein Pünktchen auf dem i… ) В обиходной пра ктике мы имеем дело обы чно с э мпирическим понятием точки уровня г еометрической интуиции при доминирова нии на г лядно- г ра ф ическог о предста вления г еометрическог о понятия. Н а уровне обы денног о созна ния обра з г еометрической точки а ктуа лизируется в ф ункции средства ф икса ции простра нственног о полож ения предмета , предста вления ег о тополог ической схемы или ф икса ции простра нства . Примеча тельно, что обра з г ра ф ической точки мож ет а ктуа лизирова ться в контексте худож ественног о произведения, а та кж е получа ть дополнительную смы словую на г рузку ка к средство структурирова ния психолог ическог о простра нства при описа нии ж изненног о мира человека . За да ние 4. Проа на лизируй те ф ункцию , которую вы полняет а ктуа лизируемы й обра з г ра ф ической точки в следую щ их худож ественны х контекста х: 1.Д вое из стра ж ей – на перерез ей . Сей ча с – в пока ещ е ясной , зерка льной т оч к е м ос т овой – их тра ектории пересекутся, - сей ча с ее схва тят(Е . За мятин). 2.К а к две пря м ых рас с т ают с я в т оч к е, пересека ясь, простимся. В ряд ли увидимся вновь, будь то Ра й ли, А д ли. Д ва э тих ж изни посмертной вида лиш ь продолж енье идей Э вклида . ( И. Бродс к и й. “Пам я т и Т . Б.” ) 3.… О на , я и стол на э стра де – три т оч к и , и через э ти т оч к и – прочерчены л и ни и , проекции ка ких-то неминуемы х, ещ е не видимы х собы тий (Е . За мятин). 4.Н екоторы е э та пы ег о ж изни та к и оста лись скры ты ми, зна ние мое бы ло неполны м, я неуверенно обводил лиш ь известны е мне к онт у ры, прерыви с т ые пу нк т и ры ж и зни , соединял т оч к и , меж ду которы ми зияли прова лы (Д . Гра нин). 5.Т ут бы ла та бездонна я одухотворенность, без которой не бы ва ет ориг ина льности, та бесконечность, откры ва ю щ а яся с лю бой т оч к и ж и зни , в лю бом на пра влении, без которой поэ зия – одно недора зумение, временно не ра зъясненное (Б. Па стерна к). 6.Свой рости полож ение в постели Л а ра ощ ущ а ла сей ча с двумя т оч к ам и – вы ступом левог о плеча и па льцем пра вой ног и (Б. Па стерна к). О собую сема нтическую зна чимость в язы ке имею т “ на ча льна я” и “ конечна я” точки некой условно-вообра ж а емой линии. За да ние 5. Проа на лизируй те смы слы , реа лизуемы е в следую щ их примера х на основе мета ф орической а ктуа лиза ции э тих видов точек: 1)точка отпра вления; 2)точка прибы тия;
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »