Основы когнитивной лексикологии. Сопоставительно-семантический анализ геометрических номинаций - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
иметь чувственное сходство с ее объектом. Достаточно, чтобы имела место
аналогия между отношениями частей той и другого. Так, иконическим знаком
выступают фигурные скобки, показывающие в общей форме отношение
заключенных в них классов объектов друг к другу и к одному общему для них
классу. Типичный пример иконических знаков как схем дают геометрические
чертежи и диаграммы . Иконический знак, воспроизводящий отношения между
элементами структуры объекта , может репрезентировать и смыслы ,
связываемые с этими отношениями, то есть мы можем говорить об
иконическом способе репрезентации абстрактных смыслов.
В аспекте когнитивного моделирования особой актуальностью отмечена
общая проблематика образа и вопрос о причастности языка к актам восприятия .
К этой проблеме обращался и А . А . Потебня в 1913 году в работе «Мысль и
язык». Характерным является широкое использование учеными
изобразительных форм представления знания так называемых «визуальных
дискурсных форм». Рисунки, являющиеся неотъемлемой частью научной
аргументации, иллюстрируют обобщенные явления с применением набора
стандартизированных форм (прямые и кривые линии, стрелки, кружки,
прямоугольники и т. п.).
В когнитивной лингвистике образ рассматривается как один из важных
видов ментальных репрезентаций , заключающий в себе некую информацию и
являющийся определенной структурой знания (Кубрякова 1994). Большое
внимание при описании структуры образа уделяется зрительной перцепции.
Это обусловлено важной ролью визуального восприятия в процессах языковой
концептуализации мира . Образы связывают с мыслительными картинами и
сценами, которые сохраняют в себе конкретные перцептивные характеристики
объектов. В отличие от пропозициональных структур, образ относится к
репрезентациям, построенным на «изобразительной основе». Вместе с тем
особенностью образа как ментальной репрезентации является его несводимость
только к «картинке». Это подтверждают исследования зрительного восприятия .
О том, что зрительные образы не сводимы к наглядным картинкам, писал уже
А. Бине в конце 19 века , отмечая, что запоминание стандартных позиций
опытными шахматистами имеет обобщенный и схематический характер,
отличаясь от попыток запоминания множества конкретных деталей
начинающими игроками (Величковский 1982: 109). По определению У .
Найссера , «образы это не картинки в голове, а планы сбора информации из
потенциально доступного окружения» (Найссер 1981: 145).
Современная наука подтверждает, что «схематизация» является важным
когнитивным механизмом человеческого сознания . Схематизация предмета в
рисунке играла важную роль в развитии и формировании обобщенного
абстрактного мышления человека . Важным в этом отношении представляется
наблюдение над процессом символизации вещей : чаще всего символизируется ,
собственно , не сама вещь, а ее изображение (Никитин 1996). Одним из
способов схематического представления вещи является ее контурное
изображение. Знание о предмете включает его схематическое представление.
                                            5
иметь чувственное сходство с ее объектом. Д оста точно, чтобы имела место
а на лог ия меж ду отнош ениями ча стей той и друг ог о. Т а к, иконическим зна ком
вы ступа ю т ф иг урны е скобки, пока зы ва ю щ ие в общ ей ф орме отнош ение
за клю ченны х в них кла ссов объектов друг к друг у и к одному общ ему для них
кла ссу. Т ипичны й пример иконических зна ков ка к схем да ю т г еометрические
чертеж и и диа г ра ммы . И конический зна к, воспроизводящ ий отнош ения меж ду
э лемента ми структуры объекта , мож ет репрезентирова ть и смы слы ,
связы ва емы е с э тими отнош ениями, то есть мы мож ем г оворить об
иконическом способе репрезента ции а бстра ктны х смы слов.
       В а спекте ког нитивног о моделирова ния особой а ктуа льностью отмечена
общ а я проблема тика обра за и вопросо прича стности язы ка к а кта м восприятия.
К э той проблеме обра щ а лся и А .А .Потебня в 1913 г оду в ра боте « М ы сль и
язы к».      Х а ра ктерны м    является     ш ирокое использова ние учены ми
изобра зительны х ф орм предста вления зна ния – та к на зы ва емы х « визуа льны х
дискурсны х ф орм». Рисунки, являю щ иеся неотъемлемой ча стью на учной
а рг умента ции, иллю стрирую т обобщ енны е явления с применением на бора
ста нда ртизирова нны х ф орм (прямы е и кривы е линии, стрелки, круж ки,
прямоуг ольники и т. п.).
       В ког нитивной линг вистике обра з ра ссма трива ется ка к один из ва ж ны х
видов мента льны х репрезента ций , за клю ча ю щ ий в себе некую инф орма цию и
являю щ ий ся определенной структурой зна ния (К убрякова 1994). Больш ое
внима ние при описа нии структуры обра за уделяется зрительной перцепции.
Э то обусловлено ва ж ной ролью визуа льног о восприятия в процесса х язы ковой
концептуа лиза ции мира . О бра зы связы ва ю т с мы слительны ми ка ртина ми и
сцена ми, которы е сохра няю тв себе конкретны е перцептивны е ха ра ктеристики
объектов. В отличие от пропозициона льны х структур, обра з относится к
репрезента циям, построенны м на « изобра зительной основе». В месте с тем
особенностью обра за ка к мента льной репрезента ции является ег онесводимость
только к « ка ртинке». Э то подтверж да ю тисследова ния зрительног о восприятия.
О том, что зрительны е обра зы не сводимы к на г лядны м ка ртинка м, писа л уж е
А . Бине в конце 19 века , отмеча я, что за помина ние ста нда ртны х позиций
опы тны ми ш а хма тиста ми имеет обобщ енны й и схема тический ха ра ктер,
отлича ясь от попы ток за помина ния множ ества конкретны х дета лей
на чина ю щ ими иг рока ми (В еличковский 1982: 109). По определению У .
Н а й ссера , « обра зы – э то не ка ртинки в г олове, а пла ны сбора инф орма ции из
потенциа льно доступног о окруж ения»(Н а й ссер1981: 145).
       Современна я на ука подтверж да ет, что « схема тиза ция» является ва ж ны м
ког нитивны м меха низмом человеческог о созна ния. Схема тиза ция предмета в
рисунке иг ра ла ва ж ную роль в ра звитии и ф ормирова нии обобщ енног о
а бстра ктног о мы ш ления человека . В а ж ны м в э том отнош ении предста вляется
на блю дение на д процессом символиза ции вещ ей : ча щ е всег о символизируется,
собственно, не са ма вещ ь, а ее изобра ж ение (Н икитин 1996). О дним из
способов схема тическог о предста вления вещ и является ее контурное
изобра ж ение. Зна ние о предмете вклю ча ет ег о схема тическое предста вление.