ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
измерении, то есть структурирует мир на основе евклидовых представлений .
Таким образом, геометрические концепты представляют в сознании человека
различные типы знаний – теоретическое и обыденное . Кроме того
геометрические понятия обладают богатой ассоциативно- символической базой .
Издревле с геометрическими фигурами связывалась разнообразная символика .
Из исследований по психологии восприятия также известно, что
геометрическая форма (как и форма вообще) может оказывать сильное
эмоциональное воздействие на человека .
При рассмотрении символической функции пространственных
конфигураций представляют интерес идеи, которые развивал Павел
Флоренский в Symbolarium'e (Некрасова 1982), ставя задачу описания системы
пространственных символов – идеограмм абстрактных понятий . Вслед за
П.Флоренским мы трактуем идеографию как выражение понятий при
посредстве зрительных образов; с такой трактовкой в данной работе связано и
использование термина «идеографический», в отличие от распространенного в
лингвистике другого преломления (Караулов 1976; Морковкин 1997). С этой
точки зрения рассматриваемые в данной работе геометрические символы
выступают в роли иконических знаков – репрезентаторов определенной идеи.
Вопросам иконичности уделяется большое внимание в когнитивной
лингвистике.
Следует отметить, что «точка», «линия», «угол» и «круг», являясь
автономными объектами геометрии Евклида , концептуально взаимосвязаны ,
так же, как концептуально связаны другие объекты – «прямая» и «кривая»,
«незамкнутая» и «замкнутая» кривая, разновидность которой есть
«окружность» (в обыденном именовании – «круг») и т. д. При этом любое
геометрическое тело может быть представлено как геометрическое место точек.
Геометрические номинации точка, линия, угол и круг мы рассматриваем
как имена четырех лексико-семантических микрополей , входящих в ЛСП
«форма». Данные номинации имеют статус ядерных, объединяя номинации
других геометрических объектов и предметов , выделяемых по признакам
соответствия их топологической схемы геометрическому объекту. Так, в ЛСП
«точка» входит название, конкретизирующее вид точки – центр, а в ЛСП
«линия» - прямая . В ЛСП «точка» входят также лексемы зерно, ядро,
графический образ которых воплощается в «точке». В ЛСП «линия» мы
рассматриваем лексемы черта, нить, как названия материальных аналогов
объекта «линия», но также и двухмерных объектов, таких как полоса, дорога,
лента и трехмерных – канал , столб, которые могут быть схематизированы по
признаку «линейности» формы как «линия». Сюда же мы включаем лексему
путь, денотат которой схематизируется графически как «линия». По существу,
к ЛСП «линия» могут быть отнесены названия любых протяженных объектов,
образы которых могут быть трансформированы схематически в «линию», в том
числе «траектория полета тела». Таким образом, по признаку «линейности»
можно выделить концептуальный класс «линейных объектов», так же, как по
признаку «круглости» можно выделить концептуальный класс «предметов
круглой формы».
7 измерении, то есть структурирует мир на основе евклидовы х предста влений . Т а ким обра зом, г еометрические концепты предста вляю т в созна нии человека ра зличны е типы зна ний – теоретическое и обы денное. К роме тог о г еометрические понятия обла да ю тбог а той а ссоциа тивно-символической ба зой . И здревле с г еометрическими ф иг ура ми связы ва ла сь ра знообра зна я символика . И з исследова ний по психолог ии восприятия та кж е известно, что г еометрическа я ф орма (ка к и ф орма вообщ е) мож ет ока зы ва ть сильное э моциона льное воздей ствие на человека . При ра ссмотрении символической ф ункции простра нственны х конф иг ура ций предста вляю т интерес идеи, которы е ра звива л Па вел Ф лоренский в Symbolarium'e (Н екра сова 1982), ста вя за да чуописа ния системы простра нственны х символов – идеог ра мм а бстра ктны х понятий . В след за П.Ф лоренским мы тра ктуем идеог ра ф ию ка к вы ра ж ение понятий при посредстве зрительны х обра зов; с та кой тра ктовкой в да нной ра боте связа но и использова ние термина « идеог ра ф ический », в отличие отра спростра ненног о в линг вистике друг ог о преломления (К а ра улов 1976; М орковкин 1997). С э той точки зрения ра ссма трива емы е в да нной ра боте г еометрические символы вы ступа ю тв роли иконических зна ков – репрезента торов определенной идеи. В опроса м иконичности уделяется больш ое внима ние в ког нитивной линг вистике. Следует отметить, что « точка », « линия», « уг ол» и « круг », являясь а втономны ми объекта ми г еометрии Е вклида , концептуа льно вза имосвяза ны , та к ж е, ка к концептуа льно связа ны друг ие объекты – « пряма я» и « крива я», « неза мкнута я» и « за мкнута я» крива я, ра зновидность которой есть « окруж ность» (в обы денном именова нии – « круг ») и т. д. При э том лю бое г еометрическое теломож етбы ть предста вленока к г еометрическое местоточек. Геометрические номина ции т оч к а, л и ни я , у г ол и к ру г мы ра ссма трива ем ка к имена четы рех лексико-сема нтических микрополей , входящ их в Л СП « ф орма ». Д а нны е номина ции имею т ста тус ядерны х, объединяя номина ции друг их г еометрических объектов и предметов, вы деляемы х по призна ка м соответствия их тополог ической схемы г еометрическому объекту. Т а к, в Л СП « точка » входит на зва ние, конкретизирую щ ее вид точки – цент р, а в Л СП « линия» - пря м ая . В Л СП « точка » входят та кж е лексемы зерно, я дро, г ра ф ический обра з которы х воплощ а ется в « точке». В Л СП « линия» мы ра ссма трива ем лексемы ч ерт а, ни т ь , ка к на зва ния ма териа льны х а на лог ов объекта « линия», но та кж е и двухмерны х объектов, та ких ка к пол ос а, дорог а, л ент а и трехмерны х – к анал , с т ол б, которы е мог ут бы ть схема тизирова ны по призна ку « линей ности» ф ормы ка к « линия». Сю да ж е мы вклю ча ем лексему пу т ь , денота ткоторой схема тизируется г ра ф ически ка к « линия». По сущ еству, к Л СП « линия» мог ут бы ть отнесены на зва ния лю бы х протяж енны х объектов, обра зы которы х мог утбы ть тра нсф ормирова ны схема тически в « линию », в том числе « тра ектория полета тела ». Т а ким обра зом, по призна ку « линей ности» мож но вы делить концептуа льны й кла сс « линей ны х объектов», та к ж е, ка к по призна ку « круг лости» мож но вы делить концептуа льны й кла сс « предметов круг лой ф ормы ».
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »