ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
Концептуально-образные актуализаторы кругового движения
Среди динамических пространственных конфигураций , представляющих
круговое движение, особое место занимает «спираль» . Спираль – это графема ,
известная во многих этнических культурах. Символика спирали во многом
основана на переосмыслении пространственных характеристик этой фигуры . В
некотором роде можно говорить также о «естественных» основаниях
символической концептуализации спирали . Примечательно, что в природе
естественный образ спирали выражает важную закономерность роста и в
органической , и в неорганической природе . Как бы обходя давящую силу
земного притяжения , растения прибегают к спиральному росту. Сердце
млекопитающих отмечается винтовой закрученностью , положение зародыша
характеризуется спиралевидной закрученностью .
Динамические характеристики спирали можно рассматривать в аспекте
развития (расширения ) семантики образа круга. В образе спирали получила
наглядное метафорическое воплощение идея развития (прорыв из круга) при
актуализации признака «возврат в исходную точку на ином (более высоком)
уровне , без замыкания круга», в то время как «замыкание круга» означает
остановку в развитии.
Задание 11. Проанализируйте семемы , реализуемые в приведенных ниже
примерах. Охарактеризуйте возможности окказионального расширения
семантики образа спирали в художественном тексте.
1. Спираль роста цен.
2. Историческая спираль развития идей .
3. Знакомо ли вам это чувство: когда на аэро мчишься ввысь по синей
спирали, окно открыто, в лицо свистит вихрь… ( Евг . Замятин).
4. Душу затянут большой вуалью .
Объединят нас сплошной спиралью .
И . Бродский
Обратите внимание на актуализацию «манипуляционного» образа спирали :
5. Так говорится – поставить точку. В человеческой судьбе точка – это
свернутая спираль, это – праатом, из которого вырастает новая Вселенная
(Д . Гранин).
6. Историческая спираль развития идей… на новом качественном уровне
временно замкнулась в работе (точнее, в учебнике) «Курс физической
географии»… (И . Забелин).
7. Но чем ближе к звезде , тем все меньше перил; у
квартир –
вид неправильных туч, зараженных квадратностью ,
тюлем ,
и версте , чью спираль граммофон до конца раскрутил,
лучше броситься под ноги взапуски замерзшим
стульям. И . Бродский
Задание 12. Охарактеризуйте ассоциативную базу и особенности
предметно - образной представленности винтового движения на основании
приведенных примеров, связанных с описанием психологической реальности.
12 Конце пт уал ьно-обр азны е ак т уал изат ор ы к р угов огодв иж е ния Среди дина мических простра нственны х конф иг ура ций , предста вля ю щ их круг овое движ ение, особое место за нима ет «спира ль». Спира ль – э то г ра ф ема , известна я во мног их э тнических культура х. Символика спира ли во мног ом основа на на переосмы слении простра нственны х ха ра ктеристик э той ф иг уры . В некотором роде мож но г оворить та кж е о «естественны х» основа ния х символической концептуа лиза ции спира ли. Примеча тельно, что в природе естественны й обра з спира ли вы ра ж а ет ва ж ную за кономерность роста и в орг а нической , и в неорг а нической природе. К а к бы обходя да вя щ ую силу земног о притя ж ения , ра стения прибег а ю т к спира льному росту. Сердце млекопита ю щ их отмеча ется винтовой за крученностью , полож ение за роды ш а ха ра ктеризуется спира левидной за крученностью . Д ина мические ха ра ктеристики спира ли мож но ра ссма трива ть в а спекте ра звития (ра сш ирения ) сема нтики обра за круг а . В обра зе спира ли получила на г ля дное мета ф орическое воплощ ение идея ра звития (проры в из круг а ) при а ктуа лиза ции призна ка «возвра т в исходную точку на ином (более вы соком) уровне, без за мы ка ния круг а », в то время ка к «за мы ка ние круг а » озна ча ет оста новкув ра звитии. За да ние 11. Проа на лизируй те семемы , реа лизуемы е в приведенны х ниж е примера х. О ха ра ктеризуй те возмож ности окка зиона льног о ра сш ирения сема нтики обра за спира ли в худож ественном тексте. 1. Спир а ль роста цен. 2. И сторическа я с пир а ль ра звития идей . 3. Зна комо ли ва м э то чувство: ког да на а э ро мчиш ься ввы сь по синей с пир а ли, окно откры то, в лицо свиститвихрь… (Е вг . За мя тин). 4. Д уш уза тя нутбольш ой вуа лью . О бъединя тна с с плошн ой с пир а лью . И . Б р одс к ий О бра тите внима ние на а ктуа лиза цию «ма нипуля ционног о» обра за спира ли: 5. Т а к г оворится – поста вить точку. В человеческой судьбе точка – э то с вер н ут а я с пир а ль, э то – пра а том, из которог о вы ра ста етнова я В селенна я (Д . Гра нин). 6. И сторическа я с пир а ль ра звития идей … на новом ка чественном уровне временно за мкнула сь в ра боте (точнее, в учебнике) «К урс ф изической г еог ра ф ии»… (И . За белин). 7. Н о чем ближ е к звезде, тем все меньш е перил; у ква ртир – вид непра вильны х туч, за ра ж енны х ква дра тностью , тю лем, и версте, чью с пир а ль г ра ммоф ондо конца ра скрутил, лучш е броситься под ног и вза пуски за мерзш им стулья м. И . Б р одс к ий За да ние 12. О ха ра ктеризуй те а ссоциа тивную ба зу и особенности предметно-обра зной предста вленности винтовог о движ ения на основа нии приведенны х примеров, свя за нны х с описа нием психолог ической реа льности.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »