ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
должны не просто те, у кого преобладает в душе разумное начало, но те, кто
устремляет его к добродетели, мудрости, то есть - философы. То же следует сказать и
обо всех остальных.
Как же направить душу к благу? Ответ Платона вполне типичен для античной
мысли: при помощи особой настроенности души, то есть, при помощи воспитания
(paideia). Воспитание есть непосредственная функция идеального государства.
Ведь юную душу воспитывают те, кто ее окружает. Душа воспитанная - это душа
упорядоченная, душа направленная к благу и способная его воспринимать, видеть.
Душа же невоспитанная не способна увидеть благо, даже глядя на него в упор, ведь для
того, чтобы увидеть истину, нужно настроить себя на ее восприятие, нужно
подготовить свою душу к этому. И будь человек даже с "золотой" душой (то есть, с
преобладанием разумного начала) - без должного воспитания его способности не
принесут счастья ни ему, ни другим. Гений и злодейство для Платона вполне
совместимы.
Более того, именно те, у кого преобладает либо разумное, либо яростное начало
нуждаются в особо тщательном воспитании, ибо их душа потенциально более
восприимчивая, как к истине, так и к обману. Поэтому воспитанию правителей и
стражей Платон уделяет столь пристальное внимания, вплоть до описания мельчайших
деталей. Воспитание же работников-производителей, как и их быт, Платона особенно
не интересует, что вполне понятно - ведь их души менее восприимчивы к добру и злу,
менее чувствительны в интеллектуальном плане.
Часто в литературе три слоя граждан платоновского государства называют
"сословиями". Это не совсем точно, поскольку принадлежность к тому или иному слою
- и вытекающие отсюда различия в исполняемых функциях - определяется не фактом
рождения, а тем, какое начало души у человека преобладает от природы. В этом смысле
человек, родившийся в семье ремесленника, вполне может стать правителем, если,
конечно, в душе его обнаружатся определенные качества.
Также не совсем верным представляется утверждение о "привилегированности"
правителей и стражей.
Во-первых, Платон замечает, что правители правят не для собственного
удовольствия, а по необходимости, поскольку того от них требует общество.
Правитель-философ обязан править - как работник обязан производить.
Во-вторых, на стражей и правителей в идеальном государстве наложен ряд
ограничений: им запрещено иметь частную собственность, им запрещено вступать в
брак (любые отношения между мужчинами и женщинами здесь необходимы только для
деторождения, которое также ограничено) и иметь семью, они не только лишены
возможности воспитывать своих детей, но вообще не знают их, как не знают и своих
родителей. Они не просто воспитываются государством - они обязаны быть воспитаны
и всесторонне образованы. Ни один правитель или страж не может ни о чем сказать
"это мое" - ни о доме, ни о женщине, ни о детях, ни даже об одежде. Таким образом, и
правители, и стражи, как и работники, имеют определенные ограничения. Работникам
нельзя заниматься военным делом и управлением, но у них есть семья и собственность.
Правитель управляет государством, но ни семьи, ни собственности у него нет; отметим,
справедливости ради, что правильно воспитанный философ (как и страж) к этому и не
стремится.
По мнению Платона, стремление к обладанию конкретными чувственными
вещами мешает душе устремиться к благу, сбивает ее с истинного пути, закрывает
сам путь истины - как если бы человек стремился видеть лишь тени, но не
16 должны не просто те, у кого преобладает в душе разумное начало, но те, кто устремляет его к добродетели, мудрости, то есть - философы. То же следует сказать и обо всех остальных. Как же направить душу к благу? Ответ Платона вполне типичен для античной мысли: при помощи особой настроенности души, то есть, при помощи воспитания (paideia). Воспитание есть непосредственная функция идеального государства. Ведь юную душу воспитывают те, кто ее окружает. Душа воспитанная - это душа упорядоченная, душа направленная к благу и способная его воспринимать, видеть. Душа же невоспитанная не способна увидеть благо, даже глядя на него в упор, ведь для того, чтобы увидеть истину, нужно настроить себя на ее восприятие, нужно подготовить свою душу к этому. И будь человек даже с "золотой" душой (то есть, с преобладанием разумного начала) - без должного воспитания его способности не принесут счастья ни ему, ни другим. Гений и злодейство для Платона вполне совместимы. Более того, именно те, у кого преобладает либо разумное, либо яростное начало нуждаются в особо тщательном воспитании, ибо их душа потенциально более восприимчивая, как к истине, так и к обману. Поэтому воспитанию правителей и стражей Платон уделяет столь пристальное внимания, вплоть до описания мельчайших деталей. Воспитание же работников-производителей, как и их быт, Платона особенно не интересует, что вполне понятно - ведь их души менее восприимчивы к добру и злу, менее чувствительны в интеллектуальном плане. Часто в литературе три слоя граждан платоновского государства называют "сословиями". Это не совсем точно, поскольку принадлежность к тому или иному слою - и вытекающие отсюда различия в исполняемых функциях - определяется не фактом рождения, а тем, какое начало души у человека преобладает от природы. В этом смысле человек, родившийся в семье ремесленника, вполне может стать правителем, если, конечно, в душе его обнаружатся определенные качества. Также не совсем верным представляется утверждение о "привилегированности" правителей и стражей. Во-первых, Платон замечает, что правители правят не для собственного удовольствия, а по необходимости, поскольку того от них требует общество. Правитель-философ обязан править - как работник обязан производить. Во-вторых, на стражей и правителей в идеальном государстве наложен ряд ограничений: им запрещено иметь частную собственность, им запрещено вступать в брак (любые отношения между мужчинами и женщинами здесь необходимы только для деторождения, которое также ограничено) и иметь семью, они не только лишены возможности воспитывать своих детей, но вообще не знают их, как не знают и своих родителей. Они не просто воспитываются государством - они обязаны быть воспитаны и всесторонне образованы. Ни один правитель или страж не может ни о чем сказать "это мое" - ни о доме, ни о женщине, ни о детях, ни даже об одежде. Таким образом, и правители, и стражи, как и работники, имеют определенные ограничения. Работникам нельзя заниматься военным делом и управлением, но у них есть семья и собственность. Правитель управляет государством, но ни семьи, ни собственности у него нет; отметим, справедливости ради, что правильно воспитанный философ (как и страж) к этому и не стремится. По мнению Платона, стремление к обладанию конкретными чувственными вещами мешает душе устремиться к благу, сбивает ее с истинного пути, закрывает сам путь истины - как если бы человек стремился видеть лишь тени, но не
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »