Политология. Верезгова И.В - 17 стр.

UptoLike

17
интересовался ни тем, какие предметы ее отбрасывают, ни тем, почему они ее
отбрасывают. Устремляя взор на тени и отражения, человек не способен увидеть что-
либо за этими тенями и отражениями по той причине, что он не умеет отличить
подлинное от неподлинного - настолько восприимчиво разумное начало к обману и
заблуждению.
Устроенное таким образом государство дает возможность всем своим
гражданам, независимо от положения, рода занятий и природных способностей,
стать причастными к добродетели, справедливости и благу. Каждый слой понимает
свое положение, знает в чем именно его благо, и не претендует на большее; ведь шаг от
блага в любую сторону означает его умаление. Каждый имеет обязанности по
отношению к остальным - но и остальные имеют обязанности по отношению к нему.
До наших дней дожил известный афоризм, с общим смыслом которого Платон
наверняка бы согласился - "политика есть искусство возможного". Действительно -
ведь основания государства находятся в самой человеческой природе, чье
несовершенство проявляется хотя бы в невозможности человека самостоятельно, без
помощи других людей удовлетворять свои многочисленные потребности. И с этим
идеальному государству необходимо считаться. Поэтому идеальное государство для
Платона это единственная возможность в изменяющемся несовершенном мире, так или
иначе, достичь совершенства, счастья, блага - то есть, устроить жизнь наилучшим из
всех возможных способов.
Политика для Платона становится не просто особым типом деятельности
по устройству, упорядочиванию общественной жизни, но прежде всего, знанием о
том, как эту жизнь (некую объективную данность, с которой нельзя не считаться)
устроить наилучшим способом из всех возможных.
Для доказательства последнего тезиса Платон рассматривает возможные типы
государственного устройства, которым соответствуют типы организации человеческой
души - ведь, как было указано выше, человек и общество по своему устройству
изоморфны.
Наилучшим государственным устройством Платон считает царскую власть
(basileus) и аристократию, что, по его мнению, одно и то же. Дело не в том, сколько
человек правит, дело в том - кто правит, то есть "наилучшие". Все остальные формы
государства Платон считает в большей или меньшей степени извращенными,
отступающими от справедливости. Так или иначе, не без иронии замечает Платон, нет
ничего неизменного и вечного в этом несовершенном мире, ведь "всему, что возникло,
бывает и конец". Точно также политическое устройство не может постоянно быть
близким к идеальному. Это напоминает рассуждения известного философа и историка
ХХ века А.Тойнби о "вызовах", которым подвергается общество, и "ответах", которые
на эти вызовы должна давать правящая элита. Совершенная по той или иной причине
ошибка влечет за собой начало распада. Платон рассуждает сходным образом -
деградация и угасание начинаются с правителей и стражей, а не с работников.
Первой в списке неправильных форм правления находится тимократия,
господство честолюбцев (timos - почести, слава, kratos - преобладание, господство,
власть), общество, где "господствует яростный дух". Подобного рода устройство
можно условно назвать "поврежденная аристократия", поскольку им уже правят не
мудрые, а "яростные". Причина же подобных процессов - в смешении "золота, серебра
и меди", то есть в проникновении по той или иной причине в правители и стражи
людей к этому неспособных, в смешении различных слоев, следствие же этого - "зло
смешалось с добром". Правитель уже не столько мудр, сколько разрывается между
                                          17
интересовался ни тем, какие предметы ее отбрасывают, ни тем, почему они ее
отбрасывают. Устремляя взор на тени и отражения, человек не способен увидеть что-
либо за этими тенями и отражениями по той причине, что он не умеет отличить
подлинное от неподлинного - настолько восприимчиво разумное начало к обману и
заблуждению.
    Устроенное таким образом государство дает возможность всем своим
гражданам, независимо от положения, рода занятий и природных способностей,
стать причастными к добродетели, справедливости и благу. Каждый слой понимает
свое положение, знает в чем именно его благо, и не претендует на большее; ведь шаг от
блага в любую сторону означает его умаление. Каждый имеет обязанности по
отношению к остальным - но и остальные имеют обязанности по отношению к нему.
       До наших дней дожил известный афоризм, с общим смыслом которого Платон
наверняка бы согласился - "политика есть искусство возможного". Действительно -
ведь основания государства находятся в самой человеческой природе, чье
несовершенство проявляется хотя бы в невозможности человека самостоятельно, без
помощи других людей удовлетворять свои многочисленные потребности. И с этим
идеальному государству необходимо считаться. Поэтому идеальное государство для
Платона это единственная возможность в изменяющемся несовершенном мире, так или
иначе, достичь совершенства, счастья, блага - то есть, устроить жизнь наилучшим из
всех возможных способов.
       Политика для Платона становится не просто особым типом деятельности
по устройству, упорядочиванию общественной жизни, но прежде всего, знанием о
том, как эту жизнь (некую объективную данность, с которой нельзя не считаться)
устроить наилучшим способом из всех возможных.
    Для доказательства последнего тезиса Платон рассматривает возможные типы
государственного устройства, которым соответствуют типы организации человеческой
души - ведь, как было указано выше, человек и общество по своему устройству
изоморфны.
       Наилучшим государственным устройством Платон считает царскую власть
(basileus) и аристократию, что, по его мнению, одно и то же. Дело не в том, сколько
человек правит, дело в том - кто правит, то есть "наилучшие". Все остальные формы
государства Платон считает в большей или меньшей степени извращенными,
отступающими от справедливости. Так или иначе, не без иронии замечает Платон, нет
ничего неизменного и вечного в этом несовершенном мире, ведь "всему, что возникло,
бывает и конец". Точно также политическое устройство не может постоянно быть
близким к идеальному. Это напоминает рассуждения известного философа и историка
ХХ века А.Тойнби о "вызовах", которым подвергается общество, и "ответах", которые
на эти вызовы должна давать правящая элита. Совершенная по той или иной причине
ошибка влечет за собой начало распада. Платон рассуждает сходным образом -
деградация и угасание начинаются с правителей и стражей, а не с работников.
       Первой в списке неправильных форм правления находится тимократия,
господство честолюбцев (timos - почести, слава, kratos - преобладание, господство,
власть), общество, где "господствует яростный дух". Подобного рода устройство
можно условно назвать "поврежденная аристократия", поскольку им уже правят не
мудрые, а "яростные". Причина же подобных процессов - в смешении "золота, серебра
и меди", то есть в проникновении по той или иной причине в правители и стражи
людей к этому неспособных, в смешении различных слоев, следствие же этого - "зло
смешалось с добром". Правитель уже не столько мудр, сколько разрывается между