Психология животных. Владимирова Э.Д. - 50 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

51
д) для сформировавшегося образа характерны следующие свойства: удержива-
ние в памяти, симметрия, неравноправие элементов, подчинение элементов цело-
му;
е) любой образ может подвергаться транспозиции (деформации), оставаясь в
своей основе неизменным. Пример: мы можем очень сильно искажать написание
буквы, но, тем не менее, мы ее узнаем. Другой пример: художники часто искажа-
ют
свое видение мира, с тем, чтобы подчеркнуть какую-то особенность видения.
Мы узнаем образ, хотя у нас свое представление об этом образе. Вообще, художе-
ственное творчество (имеется в виду изобразительное), как считают авторы из-
вестной книги «Красота и мозг» (издательство «Мир», 1994), представляет собой
процесс отметания части информации, несущественной для авторской
концепции
реальности, избирательное уменьшение информации в определенной полосе про-
странства, то есть формирование структурированной фигуры и менее структури-
рованного фона. Такую же концепцию художественного творчества высказывал и
Райнер Мария Рильке, австрийский поэт, основатель экзистенциального искусст-
ва. В своей книге «Огюст Роден» он отмечает особенности работы этого скульп-
тора, которые О. Роден
почерпнул у Микеланжело, прежде всего, слабую прора-
ботку некоторых деталей скульптуры (Р.М. Рильке некоторое время был секрета-
рем О. Родена).
Сейчас считают (Карл Прибрам, «Языки мозга»), что психические процессы
управляются полями медленных потенциалов мозга. Предположение о том, что
билатеральная симметрия тела животных, как и симметричное формирование об-
раза, является
результатом влияния слабых электромагнитных полей, сформиро-
вавших этот тип симметрии, было выдвинуто Вольфгангом Келером.
Итак, что же было положительного в гештальтпсихологии? В качестве оппози-
ции к доминирующей в то время ассоциативной психологии был предложен цело-
стный подход к изучению психики. Гештальтисты исходили из положения, что
психические процессы изначально «целостны» (базируясь на
представлении о
сознании). Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементар-
ными ощущениями и их сочетаниями, а всем «полем» действующих на организм
раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.
Второй важный принцип гештальтистского подходапринцип динамичности,
согласно которому течение психических процессов определяется динамическими,
изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом психическом
процессе по ходу
его развертывания.
Людвиг фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была историче-
ским предшественником общей теории систем.
Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что методы
исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания сво-
его восприятия. Тем не менее использование этого метода обогатило исследование
восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение целиком определяется
структурой ситуации, при этом
затушевывали активную роль личности, противо-