Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. Волкова М.Н. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
ет регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего то-
гда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт,
выражающий отношение к другим людям [по 48].
А. В. Петровский определяет личность как субъекта устойчивой
системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и
общении. Главной характеристикой личности он считает ее представ-
ленность в жизнедеятельности других людей форме деятельности и
общения).
Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории,
подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и
проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат
они не деятельности или общению, а их субъекту общественному
индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе ника-
кими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не
существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и
проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про-
блему личности через анализ деятельности и общения психология
раскрываетпсихический склад личности, ее внутренний духовный
мир» [32].
Категория деятельности и общения взаимосвязаны.
В отечественной психологии отмечалась, наряду с деятельной и
сознательной, социальная сущность человека (Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Человек живет, прежде всего, в системе
реально-практических связей с другими людьми. Нигде мы не увидим
человека до и вне его конкретных связей с другими. «Со-бытийная
общность людей», отмечает В. И. Слободчиков, есть онтологическое
основание человечности человека. Социальность и осознанность дея-
тельности обнаруживают себя в способах действия, мышления, отно-
шений, которые не являются изобретениями конкретного индивида, а
оказываются освоенными способностями, но способностями, так или
иначе фиксированными в предметах культуры, орудиях, языке и т.д.
[47].
Б. Ф. Ломов, обобщив, выделил основные функции общения в
деятельности [33]:
1) общение составляет переходную форму деятельности на пути ее
трансформации из коллективной в индивидуальную;
2) общение включено в коллективную деятельность;
3) общение само является видом человеческой деятельности.
ет регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего то-
гда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт,
выражающий отношение к другим людям [по 48].
      А. В. Петровский определяет личность как субъекта устойчивой
системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и
общении. Главной характеристикой личности он считает ее представ-
ленность в жизнедеятельности других людей (в форме деятельности и
общения).
      Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории,
подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и
проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат
они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному
индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе ника-
кими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не
существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и
проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про-
блему личности… через анализ деятельности и общения психология
раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный
мир» [32].
      Категория деятельности и общения взаимосвязаны.
      В отечественной психологии отмечалась, наряду с деятельной и
сознательной, социальная сущность человека (Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Человек живет, прежде всего, в системе
реально-практических связей с другими людьми. Нигде мы не увидим
человека до и вне его конкретных связей с другими. «Со-бытийная
общность людей», отмечает В. И. Слободчиков, есть онтологическое
основание человечности человека. Социальность и осознанность дея-
тельности обнаруживают себя в способах действия, мышления, отно-
шений, которые не являются изобретениями конкретного индивида, а
оказываются освоенными способностями, но способностями, так или
иначе фиксированными в предметах культуры, орудиях, языке и т.д.
[47].
      Б. Ф. Ломов, обобщив, выделил основные функции общения в
деятельности [33]:
1) общение составляет переходную форму деятельности на пути ее
трансформации из коллективной в индивидуальную;
2) общение включено в коллективную деятельность;
3) общение само является видом человеческой деятельности.
                                                                  8