Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

51
цов). Третий вариант неоднозначной оценки представлен в лек-
циях А.А. Спасского.
В качестве главных аргументов, объясняющих неприяз-
ненное отношение Марка Аврелия к христианам, церковные ис-
торики называли, как правило, следующие: он был философ,
язычник и римский император. Как философ при «стоическом
равнодушии, чуждом милосердию», он должен был презирать
христианство. Как
язычник, облаченный титулом pontifex maxi-
mus и государь, он не мог допустить никакого сепаратизма, от-
деления от общегосударственных интересов и религиозных ин-
ститутов, почему и видел в христианах государственных пре-
ступников
95
.
При внешней простоте такого объяснения причин непри-
язни Марка Аврелия к христианству в нем присутствует очевид-
ная историческая натяжка. Историки приписывают императору
определенный уровень осведомленности в христианской рели-
гии и вероучении. Однако он почти наверняка не был знаком не
только с подробностями христианской догматики, но даже с об-
щими ее
идеями. Так что объяснение гонений при Марке Авре-
лии из его религиозно-философских воззрений оказывается до-
водом малоосновательным и разделяется далеко не всеми иссле-
дователями.
И.В. Чельцов и А.П. Лебедев считали, что гонение Марка
Аврелия совершалось по именному императорскому указу, хотя
и признавали, что твердые документальные доказательства на
этот
счет отсутствуют
96
. Более того, Лебедев предполагал, что
подобных указов было несколько, и гонение Марка Аврелия
продолжалось в полную силу до конца его царствования
97
.
В.В. Болотов, согласно своим исследовательским принци-
пам, избегал беспочвенных рассуждений и характеризовал от-
ношение Марка Аврелия к христианству посредствам анализа
исторических документов. Положение христиан ко времени прав-
ления Марка Аврелия историк называл «искусственным», так
95
Чельцов И.В. Внешнее положение церкви С. 223–226; Лебедев А.П.
Эпоха гоненийС. 72–76.
96
Чельцов И.В. Указ. соч. С. 227–228; Лебедев А.П. Указ. соч. С. 77.
97
Там же. С. 78, 102.
52
как истинное представление о нем было искажено даже у хри-
стианских писателей. Этим объяснялось тенденциозное освеще-
ние истории гонений Тертуллианом, Евсевием и другими. Они
полагали, что лучшие императоры не считали христиан вредны-
ми для общества. Например, Траян якобы был убежден в неви-
новности христиан и запрещал их разыскивать, Марк Аврелий
запрещал
обвинять христиан только за христианство. Болотов
считал такие меры в пользу христианства со стороны римских
императоров невозможными
98
. Анализ внутрицерковных источ-
никовапологии Мелитона, «послания церквей галльских к
церквам азийским и фригийским», мученических актовубеж-
дал его в том, что в конце правления Марка Аврелия в восточ-
ных провинциях империи христиане пережили жестокое и по-
всеместное гонение. Эти данные, а также сохранившийся реск-
рипт Марка Аврелия по поводу «
лионского дела» приводили
историка к выводу, что существовал особый эдикт, открывший
гонения. По мнению Болотова, в ответе президу лионскому Марк
Аврелий отменил свое временное распоряжение и восстановил
действие эдикта Траяна
99
.
Ю.А. Кулаковский придерживался мнения, в корне проти-
воречащего рассмотренным выше. Процессы против христиан
при Марке Аврелии он принципиально отказывался называть
«гонениями». «Лионское происшествие» он связывает с эдиктом
Марка Аврелия «против вредных суеверий», где не было назва-
но христианство, «…он мог относиться ко всякой религии, но в
действительности из всех
распространенных тогда религий
только христианство тревожило умы»
100
. Отношение же римской
власти к христианству в рассматриваемый период Кулаковский
называл «высокомерным невниманием» и отрицал факты гоне-
ний на христиан со стороны римского государства на протяже-
нии II и начала III веков
101
.
Другой пример пересмотра традиционного церковно-
исторического воззрения на Марка Аврелия в его отношении к
98
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 81–82.
99
Там же. С. 101–102.
100
Кулаковский Ю.А. Христианская церковьС. 27.
101
Там же. С. 28–29.
цов). Третий вариант неоднозначной оценки представлен в лек-               как истинное представление о нем было искажено даже у хри-
циях А.А. Спасского.                                                       стианских писателей. Этим объяснялось тенденциозное освеще-
      В качестве главных аргументов, объясняющих неприяз-                  ние истории гонений Тертуллианом, Евсевием и другими. Они
ненное отношение Марка Аврелия к христианам, церковные ис-                 полагали, что лучшие императоры не считали христиан вредны-
торики называли, как правило, следующие: он был философ,                   ми для общества. Например, Траян якобы был убежден в неви-
язычник и римский император. Как философ при «стоическом                   новности христиан и запрещал их разыскивать, Марк Аврелий
равнодушии, чуждом милосердию», он должен был презирать                    запрещал обвинять христиан только за христианство. Болотов
христианство. Как язычник, облаченный титулом pontifex maxi-               считал такие меры в пользу христианства со стороны римских
mus и государь, он не мог допустить никакого сепаратизма, от-              императоров невозможными98. Анализ внутрицерковных источ-
деления от общегосударственных интересов и религиозных ин-                 ников – апологии Мелитона, «послания церквей галльских к
ститутов, почему и видел в христианах государственных пре-                 церквам азийским и фригийским», мученических актов – убеж-
ступников95.                                                               дал его в том, что в конце правления Марка Аврелия в восточ-
      При внешней простоте такого объяснения причин непри-                 ных провинциях империи христиане пережили жестокое и по-
язни Марка Аврелия к христианству в нем присутствует очевид-               всеместное гонение. Эти данные, а также сохранившийся реск-
ная историческая натяжка. Историки приписывают императору                  рипт Марка Аврелия по поводу «лионского дела» приводили
определенный уровень осведомленности в христианской рели-                  историка к выводу, что существовал особый эдикт, открывший
гии и вероучении. Однако он почти наверняка не был знаком не               гонения. По мнению Болотова, в ответе президу лионскому Марк
только с подробностями христианской догматики, но даже с об-               Аврелий отменил свое временное распоряжение и восстановил
щими ее идеями. Так что объяснение гонений при Марке Авре-                 действие эдикта Траяна99.
лии из его религиозно-философских воззрений оказывается до-                      Ю.А. Кулаковский придерживался мнения, в корне проти-
водом малоосновательным и разделяется далеко не всеми иссле-               воречащего рассмотренным выше. Процессы против христиан
дователями.                                                                при Марке Аврелии он принципиально отказывался называть
      И.В. Чельцов и А.П. Лебедев считали, что гонение Марка               «гонениями». «Лионское происшествие» он связывает с эдиктом
Аврелия совершалось по именному императорскому указу, хотя                 Марка Аврелия «против вредных суеверий», где не было назва-
и признавали, что твердые документальные доказательства на                 но христианство, «…он мог относиться ко всякой религии, но в
этот счет отсутствуют96. Более того, Лебедев предполагал, что              действительности из всех распространенных тогда религий
подобных указов было несколько, и гонение Марка Аврелия                    только христианство тревожило умы»100. Отношение же римской
продолжалось в полную силу до конца его царствования97.                    власти к христианству в рассматриваемый период Кулаковский
      В.В. Болотов, согласно своим исследовательским принци-               называл «высокомерным невниманием» и отрицал факты гоне-
пам, избегал беспочвенных рассуждений и характеризовал от-                 ний на христиан со стороны римского государства на протяже-
ношение Марка Аврелия к христианству посредствам анализа                   нии II и начала III веков101.
исторических документов. Положение христиан ко времени прав-                     Другой пример пересмотра традиционного церковно-
ления Марка Аврелия историк называл «искусственным», так                   исторического воззрения на Марка Аврелия в его отношении к
   95                                                                        98
      Чельцов И.В. Внешнее положение церкви… С. 223–226; Лебедев А.П.           Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 81–82.
                                                                             99
Эпоха гонений… С. 72–76.                                                        Там же. С. 101–102.
   96                                                                        100
      Чельцов И.В. Указ. соч. С. 227–228; Лебедев А.П. Указ. соч. С. 77.         Кулаковский Ю.А. Христианская церковь… С. 27.
   97                                                                        101
      Там же. С. 78, 102.                                                        Там же. С. 28–29.

                                  51                                                                         52