Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

55
наиболее суровым врагам христианства. Гонение при нем хри-
стиане, действительно, испытывали в отдельных областях, но сам
он гонителем не был. Крайние формы гонений на христиан, кото-
рые историки приписывали действию нового указа Марка Авре-
лия, объясняются злоупотреблениями на местах, ставшими след-
ствием ослаблением контроля центральной власти. Эти положе-
ния, обоснованные Спасским
, позже были изложены в системати-
ческом труде Поснова
108
.
Противоречивые оценки отношения Марка Аврелия к хри-
стианству являлись прямым следствием предпочтения, оказанно-
го историками тем или иным источникам. Исследователи, счи-
тавшие Марка Аврелия гонителем христиан (Лебедев, Болотов),
основывались на внутрицерковных документах, по данным кото-
рых его правление представлялось тяжелым испытанием для
церкви. «Защитники» императора (Кулаковский, Багрецов) ука-
зывали на
личные достоинства «философа на троне» и отсутствие
антихристианских эдиктов в его законодательстве. В исследова-
нии Спасского комплекс источников были проанализирован со-
образно историческим обстоятельствам, доказана относитель-
ность связи между личными качествами, политическими достоин-
ствами государя и обстоятельствами религиозно-политической
жизни провинций империи.
Время последнего представителя династии Антонинов
Коммода (180–192) – никак не отразилось
на положении христи-
ан, и правлением Марка Аврелия церковной историографией
подводится итог второго этапа истории гонений. При общих
воззрениях на проблему отношений христианской церкви и рим-
ского государства в первые два века среди историков наблюда-
лись серьезные расхождения как в методах интерпретации исто-
рических источников, так и в оценках отдельных
событий и ис-
торических лиц. Различались мнения и при определении значе-
ния эпохи Антонинов для положения христианства в Римской
империи.
А.П. Лебедев разделял представителей этой династии на
гонителей (Траян, Марк Аврелий) и тех, кто толерантно отно-
108
Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 98–99.
56
сился к христианству (Адриан, Антонин Пий). Он связывал при-
чины гонений с личными качествами и мировоззрением импера-
торов, рассматривал их правление в разных главах своей работы,
и цельного освещения данная эпоха у него не получила. В.В. Бо-
лотов, основываясь на данных источников, приходил к выводу,
что законодательство императоров этой династии
поставило
христианскую церковь в положение collegium illicitum и открыло
гонения «за само имя», ограничив их формальными нормами
римского права. А.А. Спасский присоединялся к общему тезису
церковной историографии о том, что в конце I в. положение
христиан в империи изменилось к худшему, так как они выделя-
лись теперь правительством от иудейства. Но вместе
с тем он
отдавал должное личным достоинствам и государственным та-
лантам Антонинов, которые смотрели на христианство как на
дело чисто государственное и окружали процесс условиями, при
которых возможность мученичества за веру значительно сужа-
лась. Их религиозное законодательство, не уничтожив в прин-
ципе наказуемости христианства, на практике обеспечило хри-
стианам возможность мирного
существования в империи. Про-
тиворечивое воздействие религиозного законодательства Анто-
нинов на христианскую церковь, по мнению Спасского, прояв-
лялось в том, что, карая каждого в отдельности, случайно по-
павшего христианина, оно обеспечивало законосообразное су-
ществование христианского общества
109
. Эта двойственность и
заставляла историков долгое время следовать за негативными
свидетельствами христианских источников. Факт издания указа
в отношении христианства автоматически расценивался как воз-
ведение гонения. Спасский выявил тесную связь законодатель-
ства Антонинов с принципами римского религиозного права и
показал опосредованное влияние законодательства на реальное
положение христианских общин. Эти два фактора
существенно
скорректировали картину отношений христианской церкви и
Римской империи на почве законодательства Антонинов.
Первая половина III в. в истории гонений выделялась цер-
ковными историками в своеобразный подпериод. Это время по
109
Спасский А.А. ЛекцииС. 178–182.
наиболее суровым врагам христианства. Гонение при нем хри-       сился к христианству (Адриан, Антонин Пий). Он связывал при-
стиане, действительно, испытывали в отдельных областях, но сам   чины гонений с личными качествами и мировоззрением импера-
он гонителем не был. Крайние формы гонений на христиан, кото-    торов, рассматривал их правление в разных главах своей работы,
рые историки приписывали действию нового указа Марка Авре-       и цельного освещения данная эпоха у него не получила. В.В. Бо-
лия, объясняются злоупотреблениями на местах, ставшими след-     лотов, основываясь на данных источников, приходил к выводу,
ствием ослаблением контроля центральной власти. Эти положе-      что законодательство императоров этой династии поставило
ния, обоснованные Спасским, позже были изложены в системати-     христианскую церковь в положение collegium illicitum и открыло
ческом труде Поснова108.                                         гонения «за само имя», ограничив их формальными нормами
      Противоречивые оценки отношения Марка Аврелия к хри-       римского права. А.А. Спасский присоединялся к общему тезису
стианству являлись прямым следствием предпочтения, оказанно-     церковной историографии о том, что в конце I в. положение
го историками тем или иным источникам. Исследователи, счи-       христиан в империи изменилось к худшему, так как они выделя-
тавшие Марка Аврелия гонителем христиан (Лебедев, Болотов),      лись теперь правительством от иудейства. Но вместе с тем он
основывались на внутрицерковных документах, по данным кото-      отдавал должное личным достоинствам и государственным та-
рых его правление представлялось тяжелым испытанием для          лантам Антонинов, которые смотрели на христианство как на
церкви. «Защитники» императора (Кулаковский, Багрецов) ука-      дело чисто государственное и окружали процесс условиями, при
зывали на личные достоинства «философа на троне» и отсутствие    которых возможность мученичества за веру значительно сужа-
антихристианских эдиктов в его законодательстве. В исследова-    лась. Их религиозное законодательство, не уничтожив в прин-
нии Спасского комплекс источников были проанализирован со-       ципе наказуемости христианства, на практике обеспечило хри-
образно историческим обстоятельствам, доказана относитель-       стианам возможность мирного существования в империи. Про-
ность связи между личными качествами, политическими достоин-     тиворечивое воздействие религиозного законодательства Анто-
ствами государя и обстоятельствами религиозно-политической       нинов на христианскую церковь, по мнению Спасского, прояв-
жизни провинций империи.                                         лялось в том, что, карая каждого в отдельности, случайно по-
      Время последнего представителя династии Антонинов –        павшего христианина, оно обеспечивало законосообразное су-
Коммода (180–192) – никак не отразилось на положении христи-     ществование христианского общества109. Эта двойственность и
ан, и правлением Марка Аврелия церковной историографией          заставляла историков долгое время следовать за негативными
подводится итог второго этапа истории гонений. При общих         свидетельствами христианских источников. Факт издания указа
воззрениях на проблему отношений христианской церкви и рим-      в отношении христианства автоматически расценивался как воз-
ского государства в первые два века среди историков наблюда-     ведение гонения. Спасский выявил тесную связь законодатель-
лись серьезные расхождения как в методах интерпретации исто-     ства Антонинов с принципами римского религиозного права и
рических источников, так и в оценках отдельных событий и ис-     показал опосредованное влияние законодательства на реальное
торических лиц. Различались мнения и при определении значе-      положение христианских общин. Эти два фактора существенно
ния эпохи Антонинов для положения христианства в Римской         скорректировали картину отношений христианской церкви и
империи.                                                         Римской империи на почве законодательства Антонинов.
      А.П. Лебедев разделял представителей этой династии на            Первая половина III в. в истории гонений выделялась цер-
гонителей (Траян, Марк Аврелий) и тех, кто толерантно отно-      ковными историками в своеобразный подпериод. Это время по

  108                                                              109
        Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 98–99.               Спасский А.А. Лекции… С. 178–182.

                                     55                                                              56