ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
53
христианству представляет исторический очерк Л. Багрецова
102
.
Называя традиционные характеристики этого императора цер-
ковными историками «априорными», а подтверждающие их
факты «шаткими и неустойчивыми», он развивал следующие
положения. Марк Аврелий не представлял все пункты несходст-
ва собственных воззрений с христианством; стоики придавали
большее значение философии, нежели религии, а признание
римских богов во II веке не свидетельствует о глубокой религи-
озности; социальные взгляды Марка Аврелия не были жестоки,
он являлся самой светлой, справедливой и гуманной личностью
среди римских императоров. Этот строй рассуждений приводит
Л. Багрецова к выводу, что по своему характеру Марк Аврелий
должен был относиться к христианам снисходительно или, по
крайней мере, не преследовать их. Апологеты (Мелитон, Тер-
туллиан) сами
говорят о непричастности Марка Аврелия к гоне-
ниям. Кроме того, никаких документальных подтверждений из-
дания им специальных законов против христиан не существу-
ет
103
. Таким образом, Л. Багрецов решительно отрицал издание
Марком Аврелием указа против христиан.
Не будучи исследованиями фундаментальными, две по-
следних публикации сыграли позитивную роль: наряду с новей-
шими западными трудами подвигнули церковно-историческую
мысль к критическому пересмотру традиционных оценок рели-
гиозной политики Марка Аврелия.
В этом отношении ведущая роль принадлежала А.
А. Спас-
скому, что лишний раз подтверждает значение его труда как
итогового в изучении истории гонений для отечественной исто-
риографии. Спасский соглашался с тем, что мировоззрение
Марка Аврелия на первый взгляд не благоволит христианству.
Но сами по себе стоическое презрение и философская вражда не
могли представлять для христиан опасности. Не в
мировоззре-
нии Марка Аврелия кроются неблагоприятные для положения
христиан обстоятельства, а в его способе управления империей.
Идеальный по языческим представлениям человек «не совме-
102
Багрецов Л. Положение христиан в римской империи при императоре
Марке Аврелии. Гродно, 1904.
103
Там же. С. 8–17.
54
щался с идеальным правителем, не умел твердо держать бразды
правления»
104
.
По своему равнодушию и самоуглубленности Марк Авре-
лий мало внимания обращал на управление провинциями, что и
сказалось на фактическом положении христиан. Поскольку го-
нения первые два с половиной века шли главным образом снизу,
от языческой массы, ослабление сдерживающего влияния цен-
трального правительства привело к тому, что процессы над хри-
стианами
на местах стали уклоняться от формы, предписанной
законами Траяна и Адриана
105
. Но гонения, о которых сообщает
Евсевий и христианская апологетическая традиция, были крат-
ковременными и ограниченными отдельными регионами: аполо-
гия Мелитона свидетельствует о гонении в Малой Азии, а «по-
слание церквей галльских к церквям азийским и фригийским» –
в Галлии
106
.
Основываясь на анализе названных документов, Спасский
отрицает издание Марком Аврелием специального эдикта, на-
правленного против христиан. Историк предполагал, что импе-
ратором был опубликован указ общеобязательного значения
(близко к нему подходил сохранившейся в «Дигестах» закон
против суеверий), на основании которого малоазийский прокон-
сул мог сделать свое частное распоряжение специально для хри
-
стиан и им открыл гонение. В условиях эпохи Марка Аврелия
такой поворот был возможен именно в Малой Азии, где в этот
период шла бурная борьба с монтанизмом. Но, сказавшись на
положении «азийских» христиан, частное распоряжение прокон-
сула не внесло никаких изменений в общее юридическое поло-
жение христиан в империи. Такой
ход дела косвенно подтвер-
ждает сохранившийся рескрипт Марка Аврелия в ответ на за-
прос галльского проконсула по лионскому делу, представляю-
щий не что иное, как повторение рескрипта Траяна Плинию
107
.
Итог исследования формулируется Спасским следующим
образом: Марк Аврелий совершенно незаконно причисляется к
104
Спасский А.А. Лекции… С. 157–159.
105
Там же. С. 173–175.
106
Там же. С. 161.
107
Там же. С. 163–177.
христианству представляет исторический очерк Л. Багрецова102. щался с идеальным правителем, не умел твердо держать бразды Называя традиционные характеристики этого императора цер- правления»104. ковными историками «априорными», а подтверждающие их По своему равнодушию и самоуглубленности Марк Авре- факты «шаткими и неустойчивыми», он развивал следующие лий мало внимания обращал на управление провинциями, что и положения. Марк Аврелий не представлял все пункты несходст- сказалось на фактическом положении христиан. Поскольку го- ва собственных воззрений с христианством; стоики придавали нения первые два с половиной века шли главным образом снизу, большее значение философии, нежели религии, а признание от языческой массы, ослабление сдерживающего влияния цен- римских богов во II веке не свидетельствует о глубокой религи- трального правительства привело к тому, что процессы над хри- озности; социальные взгляды Марка Аврелия не были жестоки, стианами на местах стали уклоняться от формы, предписанной он являлся самой светлой, справедливой и гуманной личностью законами Траяна и Адриана105. Но гонения, о которых сообщает среди римских императоров. Этот строй рассуждений приводит Евсевий и христианская апологетическая традиция, были крат- Л. Багрецова к выводу, что по своему характеру Марк Аврелий ковременными и ограниченными отдельными регионами: аполо- должен был относиться к христианам снисходительно или, по гия Мелитона свидетельствует о гонении в Малой Азии, а «по- крайней мере, не преследовать их. Апологеты (Мелитон, Тер- слание церквей галльских к церквям азийским и фригийским» – туллиан) сами говорят о непричастности Марка Аврелия к гоне- в Галлии106. ниям. Кроме того, никаких документальных подтверждений из- Основываясь на анализе названных документов, Спасский дания им специальных законов против христиан не существу- отрицает издание Марком Аврелием специального эдикта, на- ет103. Таким образом, Л. Багрецов решительно отрицал издание правленного против христиан. Историк предполагал, что импе- Марком Аврелием указа против христиан. ратором был опубликован указ общеобязательного значения Не будучи исследованиями фундаментальными, две по- (близко к нему подходил сохранившейся в «Дигестах» закон следних публикации сыграли позитивную роль: наряду с новей- против суеверий), на основании которого малоазийский прокон- шими западными трудами подвигнули церковно-историческую сул мог сделать свое частное распоряжение специально для хри- мысль к критическому пересмотру традиционных оценок рели- стиан и им открыл гонение. В условиях эпохи Марка Аврелия гиозной политики Марка Аврелия. такой поворот был возможен именно в Малой Азии, где в этот В этом отношении ведущая роль принадлежала А.А. Спас- период шла бурная борьба с монтанизмом. Но, сказавшись на скому, что лишний раз подтверждает значение его труда как положении «азийских» христиан, частное распоряжение прокон- итогового в изучении истории гонений для отечественной исто- сула не внесло никаких изменений в общее юридическое поло- риографии. Спасский соглашался с тем, что мировоззрение жение христиан в империи. Такой ход дела косвенно подтвер- Марка Аврелия на первый взгляд не благоволит христианству. ждает сохранившийся рескрипт Марка Аврелия в ответ на за- Но сами по себе стоическое презрение и философская вражда не прос галльского проконсула по лионскому делу, представляю- могли представлять для христиан опасности. Не в мировоззре- щий не что иное, как повторение рескрипта Траяна Плинию107. нии Марка Аврелия кроются неблагоприятные для положения Итог исследования формулируется Спасским следующим христиан обстоятельства, а в его способе управления империей. образом: Марк Аврелий совершенно незаконно причисляется к Идеальный по языческим представлениям человек «не совме- 104 Спасский А.А. Лекции… С. 157–159. 102 105 Багрецов Л. Положение христиан в римской империи при императоре Там же. С. 173–175. 106 Марке Аврелии. Гродно, 1904. Там же. С. 161. 103 107 Там же. С. 8–17. Там же. С. 163–177. 53 54
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »