ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
57
значимости и насыщенности событиями не могло соперничать с
предыдущим и тем более с последующим. Преемники Антони-
нов, занимавшие трон до середины III в., больше заботились о
его сохранении, заниматься христианами им было некогда. Кро-
ме того, они не имели внутренних мотивов для борьбы с христи-
анством. В большинстве своем они были выходцами
из восточ-
ных провинций и по духу были чужды Риму и его религиозным
традициям. Вместе с тем в их религиозной политике усматрива-
ется определенное единство. В отношении к христианству они
руководствовались нормами, выработанными династией Анто-
нинов, и за христианством сохранялось положение, определен-
ное законами предшественников
110
.
Между тем за 70 лет мирного существования положение
христианства значительно укрепилось. Во второй четверти III в.
на римском престоле появились императоры настолько благо-
склонные к христианству – Александр Север (222–235) и Фи-
липп Аравитянин (244–249), что сложилось предание, будто они
были христианами. Церковные историки такую возможность
отрицали, объясняя подобное отношение восточным происхож-
дением императоров, эклектическим
характером их религиоз-
ным мировоззрения, мягким нравом. Но сама по себе эта благо-
склонность не меняла принципиально положения христианства в
империи, так как не подкреплялась законодательными мерами,
хотя и служила ярким подтверждением начавшихся изменений в
отношениях между римским обществом и христианством
111
.
В рассматриваемый период встречаются только два факта
законодательной деятельности римской власти в отношении
христианства.
Септимий Север (193–211), проявлявший благосклонность
к христианству в начале своего царствования, в 202 г. издает указ,
запретивший «под страхом тяжелого наказания» переходить в
иудаизм и христианство. Историки предполагали, что на импера-
тора повлияло путешествие в восточные провинции империи,
где
110
Там же. С. 185.
111
Ср.: Лебедев А.П. С. Эпоха гонений… С. 238–243; Чельцов И.В. Внеш-
нее положение… С. 256–257. Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 113–114; Спас-
ский А.А. Указ. соч. С. 186.
58
он был поражен успехами распространения христианства и решил
задержать его своим запретом.
Этот указ получил полярно противоположные оценки у
отечественных историков. А.П. Лебедев, ссылаясь на новейшие
западные исследования, доказывал, что враждебная тенденция
указа Септимия Севера против христиан в действительности
имела второстепенное значение. Римское правительство поста-
вило христианство под одну юридическую
категорию с иудейст-
вом и фактически признало за христианами права на легальное
существование. Правда, в примечаниях историк отмечает, что
положительное действие указа недостаточно засвидетельствова-
но в истории
112
. Эта оговорка оказывается важнее попыток ут-
вердить толерантное значение указа Септимия Севера. Если к
ней прибавить тот неоспоримый факт, что и древними церков-
ными историками он никогда не рассматривался как толерант-
ный, то приведенные выше рассуждения можно вполне признать
малоосновательными. Вместе с тем Лебедев считал гонения это-
го времени происходившими
из распоряжений проконсулов, ко-
торые могли действовать по прежним законам: «Верховная власть
была благосклонней самого римского общества к христианам в
царствование Септимия Севера» – вывод, к которому приходит
историк при изучении правления первого из Северов
113
.
В.В. Болотов развивал вполне традиционную для второй
половины ХIХ в. точку зрения о негативном последствии для
христианства законодательства Септимия Севера. Запрет прозе-
литизма, считал он, для христиан III в. был равносилен откры-
тому гонению, так как вне Евангельской проповеди христианст-
во лишалось смысла существования. Кроме того, Болотов до-
пускал,
что одновременно с этим законом Септимий Север издал
предписание о том, что обвинения против лиц, принадлежащих
к недозволенным коллегиям (collegia illicita), должны поступать
в Рим на рассмотрение префекта столицы. Действие этих указов
затронуло только несколько местностей в Европе, в Азии и в
Африке, но происшедшее гонение показалось современникам до
112
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 228–236.
113
Там же. С. 237.
значимости и насыщенности событиями не могло соперничать с он был поражен успехами распространения христианства и решил предыдущим и тем более с последующим. Преемники Антони- задержать его своим запретом. нов, занимавшие трон до середины III в., больше заботились о Этот указ получил полярно противоположные оценки у его сохранении, заниматься христианами им было некогда. Кро- отечественных историков. А.П. Лебедев, ссылаясь на новейшие ме того, они не имели внутренних мотивов для борьбы с христи- западные исследования, доказывал, что враждебная тенденция анством. В большинстве своем они были выходцами из восточ- указа Септимия Севера против христиан в действительности ных провинций и по духу были чужды Риму и его религиозным имела второстепенное значение. Римское правительство поста- традициям. Вместе с тем в их религиозной политике усматрива- вило христианство под одну юридическую категорию с иудейст- ется определенное единство. В отношении к христианству они вом и фактически признало за христианами права на легальное руководствовались нормами, выработанными династией Анто- существование. Правда, в примечаниях историк отмечает, что нинов, и за христианством сохранялось положение, определен- положительное действие указа недостаточно засвидетельствова- ное законами предшественников110. но в истории112. Эта оговорка оказывается важнее попыток ут- Между тем за 70 лет мирного существования положение вердить толерантное значение указа Септимия Севера. Если к христианства значительно укрепилось. Во второй четверти III в. ней прибавить тот неоспоримый факт, что и древними церков- на римском престоле появились императоры настолько благо- ными историками он никогда не рассматривался как толерант- склонные к христианству – Александр Север (222–235) и Фи- ный, то приведенные выше рассуждения можно вполне признать липп Аравитянин (244–249), что сложилось предание, будто они малоосновательными. Вместе с тем Лебедев считал гонения это- были христианами. Церковные историки такую возможность го времени происходившими из распоряжений проконсулов, ко- отрицали, объясняя подобное отношение восточным происхож- торые могли действовать по прежним законам: «Верховная власть дением императоров, эклектическим характером их религиоз- была благосклонней самого римского общества к христианам в ным мировоззрения, мягким нравом. Но сама по себе эта благо- царствование Септимия Севера» – вывод, к которому приходит склонность не меняла принципиально положения христианства в историк при изучении правления первого из Северов113. империи, так как не подкреплялась законодательными мерами, В.В. Болотов развивал вполне традиционную для второй хотя и служила ярким подтверждением начавшихся изменений в половины ХIХ в. точку зрения о негативном последствии для отношениях между римским обществом и христианством111. христианства законодательства Септимия Севера. Запрет прозе- В рассматриваемый период встречаются только два факта литизма, считал он, для христиан III в. был равносилен откры- законодательной деятельности римской власти в отношении тому гонению, так как вне Евангельской проповеди христианст- христианства. во лишалось смысла существования. Кроме того, Болотов до- Септимий Север (193–211), проявлявший благосклонность пускал, что одновременно с этим законом Септимий Север издал к христианству в начале своего царствования, в 202 г. издает указ, предписание о том, что обвинения против лиц, принадлежащих запретивший «под страхом тяжелого наказания» переходить в к недозволенным коллегиям (collegia illicita), должны поступать иудаизм и христианство. Историки предполагали, что на импера- в Рим на рассмотрение префекта столицы. Действие этих указов тора повлияло путешествие в восточные провинции империи, где затронуло только несколько местностей в Европе, в Азии и в Африке, но происшедшее гонение показалось современникам до 110 Там же. С. 185. 111 Ср.: Лебедев А.П. С. Эпоха гонений… С. 238–243; Чельцов И.В. Внеш- 112 нее положение… С. 256–257. Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 113–114; Спас- Лебедев А.П. Указ. соч. С. 228–236. 113 ский А.А. Указ. соч. С. 186. Там же. С. 237. 57 58
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »