Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

61
власти на христианство и его последователей и, как следствие,
преследования их со стороны государства.
Первым гонителем христиан из политических соображе-
ний явился император Деций (249–251). Церковные историки
считали, что как император «древнеримского типа» он хорошо
понимал универсальные стремления христианства и их несоеди-
нимость с римской идеей о государстве. Этот император стре-
мился
возродить империю во всем блеске, и оживление древнего
культа полагал в основу своей правительственной деятельности.
В христианстве он усматривал одну из существенных причин
современного ему упадка государственной жизни и главное пре-
пятствие к возвращению старых порядков
121
. В конце 249 или
начале 250 г. им был издан эдикт против христиан. Текст его не
сохранился, и ход гонения восстанавливался на основе мучени-
ческих актов, житий Киприана Карфагенского и Дионисия
Александрийского и так называемых «libelli» – грамот, выда-
вавшихся гражданам, исполнившим распоряжение о принесении
жертв. Эдикт Деция включал следующие требования: 1) хри-
стиане должны
были продемонстрировать уважение к государ-
ственной языческой религии принесением жертв, что удостове-
рялось специальным документом (libelli), освобождавшим их от
дальнейшего преследования; 2) для исполнения императорского
указа и розыска христиан, не явившихся в срок к принесению
жертв, при магистратах создавались специальные комиссии;
3) упорствующих христиан подвергали пыткам, чтобы заставить
их принести жертву языческим богам
122
.
К этим пунктам В.В. Болотов и А.А. Спасский добавляли
еще одинпреследование со стороны властей предстоятелей
церкви, что выражало намерение власти подорвать структуру
церкви как учреждения, независимого от государства. Отсюда
открывается государственный характер гонения Деция: пресле-
дование христианского общества как института, опасного для
государства в силу его неподчинения.
Это давало историкам ос-
121
Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 117; Спасский А.А. Указ. соч. С. 193–
194; Ср. также: Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 104.
122
Там же. С. 107–108.
62
нования назвать эдикт Деция «полным переворотом в политике
римского правительства по отношению к христианам»
123
.
Важные сведения о ходе и интенсивности гонения содер-
жали постановления церковных соборов по вопросу о «падших».
В них представлена своеобразная классификация отступников в
зависимости от тяжести вины: добровольный или принудитель-
ный характер отречения, а также формы отречения (собственно-
ручно принесшие жертвы, получения libelli без принесения
жертвы и т. п.). На всех
отступников были наложены различные
степени церковного наказания. Эти документы свидетельствова-
ли о жестокости гонения и его тяжелых последствиях для церк-
ви. О невиданном дотоле количестве отступников от веры, в том
числе среди клириков, писали современникиДионисий Алек-
сандрийский и Киприан Карфагенский
124
.
Еще более важный материал по истории гонений предос-
тавляли историкам мученические акты
125
. А.П. Лебедев исполь-
зовал их для иллюстрации тех или иных событий церковной ис-
тории. В.В. Болотов провел анализ некоторых мученических ак-
тов, что позволило в подробностях воссоздавать картину гоне-
ний. Были выяснены формы судебного разбирательства по во-
просу о христианстве, выявлены виды социальных притеснений
христиан помимо процессуальных форм,
определена роль лич-
ного фактора со стороны местной администрации и народа в
процессах гонений на христиан, показана религиозно-нравствен-
ная сторона гонений.
Церковные источники свидетельствовали, что гонение Де-
ция дало церкви более исповедников, чем мучеников. Прави-
тельство занялось обращением христиан к язычествуне казни-
ло их, а принуждало к отречению посредством
пыток с тем, что-
бы сделать их законопослушными гражданами
126
. Таким обра-
123
Спасский А.А. Указ. соч. С.195; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 119.
124
Там же. С. 120–121; Лебедев А.А. Указ. соч. С. 111–113.
125
Показательна в этом отношении проблема, поднятая Кулаковским, о
возможности отнесения мученических актов к историческим источникам. См.:
Христианская церковь… // Труды Киевской Духовной академии. 1892. 6.
Июнь. С. 181–206.
126
Спасский А.А. Указ. соч. С. 197–198; Болотов В.В. Указ. соч. С. 122.
власти на христианство и его последователей и, как следствие,                   нования назвать эдикт Деция «полным переворотом в политике
преследования их со стороны государства.                                        римского правительства по отношению к христианам»123.
      Первым гонителем христиан из политических соображе-                             Важные сведения о ходе и интенсивности гонения содер-
ний явился император Деций (249–251). Церковные историки                        жали постановления церковных соборов по вопросу о «падших».
считали, что как император «древнеримского типа» он хорошо                      В них представлена своеобразная классификация отступников в
понимал универсальные стремления христианства и их несоеди-                     зависимости от тяжести вины: добровольный или принудитель-
нимость с римской идеей о государстве. Этот император стре-                     ный характер отречения, а также формы отречения (собственно-
мился возродить империю во всем блеске, и оживление древнего                    ручно принесшие жертвы, получения libelli без принесения
культа полагал в основу своей правительственной деятельности.                   жертвы и т. п.). На всех отступников были наложены различные
В христианстве он усматривал одну из существенных причин                        степени церковного наказания. Эти документы свидетельствова-
современного ему упадка государственной жизни и главное пре-                    ли о жестокости гонения и его тяжелых последствиях для церк-
пятствие к возвращению старых порядков121. В конце 249 или                      ви. О невиданном дотоле количестве отступников от веры, в том
начале 250 г. им был издан эдикт против христиан. Текст его не                  числе среди клириков, писали современники – Дионисий Алек-
сохранился, и ход гонения восстанавливался на основе мучени-                    сандрийский и Киприан Карфагенский124.
ческих актов, житий Киприана Карфагенского и Дионисия                                  Еще более важный материал по истории гонений предос-
Александрийского и так называемых «libelli» – грамот, выда-                     тавляли историкам мученические акты125. А.П. Лебедев исполь-
вавшихся гражданам, исполнившим распоряжение о принесении                       зовал их для иллюстрации тех или иных событий церковной ис-
жертв. Эдикт Деция включал следующие требования: 1) хри-                        тории. В.В. Болотов провел анализ некоторых мученических ак-
стиане должны были продемонстрировать уважение к государ-                       тов, что позволило в подробностях воссоздавать картину гоне-
ственной языческой религии принесением жертв, что удостове-                     ний. Были выяснены формы судебного разбирательства по во-
рялось специальным документом (libelli), освобождавшим их от                    просу о христианстве, выявлены виды социальных притеснений
дальнейшего преследования; 2) для исполнения императорского                     христиан помимо процессуальных форм, определена роль лич-
указа и розыска христиан, не явившихся в срок к принесению                      ного фактора со стороны местной администрации и народа в
жертв, при магистратах создавались специальные комиссии;                        процессах гонений на христиан, показана религиозно-нравствен-
3) упорствующих христиан подвергали пыткам, чтобы заставить                     ная сторона гонений.
их принести жертву языческим богам122.                                                Церковные источники свидетельствовали, что гонение Де-
      К этим пунктам В.В. Болотов и А.А. Спасский добавляли                     ция дало церкви более исповедников, чем мучеников. Прави-
еще один – преследование со стороны властей предстоятелей                       тельство занялось обращением христиан к язычеству – не казни-
церкви, что выражало намерение власти подорвать структуру                       ло их, а принуждало к отречению посредством пыток с тем, что-
церкви как учреждения, независимого от государства. Отсюда                      бы сделать их законопослушными гражданами126. Таким обра-
открывается государственный характер гонения Деция: пресле-
дование христианского общества как института, опасного для                         123
                                                                                       Спасский А.А. Указ. соч. С.195; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 119.
государства в силу его неподчинения. Это давало историкам ос-                      124
                                                                                       Там же. С. 120–121; Лебедев А.А. Указ. соч. С. 111–113.
                                                                                   125
                                                                                       Показательна в этом отношении проблема, поднятая Кулаковским, о
                                                                                возможности отнесения мученических актов к историческим источникам. См.:
   121
       Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 117; Спасский А.А. Указ. соч. С. 193–   Христианская церковь… // Труды Киевской Духовной академии. 1892. № 6.
194; Ср. также: Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 104.                             Июнь. С. 181–206.
   122                                                                             126
       Там же. С. 107–108.                                                             Спасский А.А. Указ. соч. С. 197–198; Болотов В.В. Указ. соч. С. 122.

                                     61                                                                             62