Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

65
основе первого эдикта «не пролилось ни одной капли христиан-
ской крови, не было ни пыток, ни казни»
133
.
В 258 г. последовал новый и более строгий указ. Он прямо
предписывал казнить епископов, пресвитеров, дьяконов, если
они окажутся твердыми в исповедании веры. Высокопоставлен-
ных граждан, сенаторов, всадников за исповедание Христа ли-
шать римского гражданства, отбирать их имущество в казну и,
если после этого они останутся твердыми в вере, казнить, высо-
копоставленных матрон лишать имущества и ссылать в отдален-
ные места. Тех, кто состоял на императорской службе, за испо-
ведание Христа лишать имущества и ссылать в дворцовые име-
ния
134
. Таким образом, указ представлял собой новый и более
широкий шаг правительства в борьбе с христианами. Он не толь-
ко усиливал меры к подавлению церковной иерархии, но и под-
вергал преследованию знатных лиц, вероятно, предполагая за-
держать распространение христианства в высших слоях римско-
го общества. С этой же целью была создана
градация наказаний,
соразмеренных с тем влиянием, какое имело то или иное лицо
согласно своему общественному положению. Спасский считал,
что Валериан таким образом стремился избежать излишнего, не
оправдываемого государственной задачей кровопролития. Пока-
зательно, что в известном тексте эдикта ничего не говорилось о
простых христианах, о мирянах и, судя по другим источникам,
никаких
мер против них не предпринималось
135
. Таким образом,
строгий на бумаге, второй эдикт все же не стремился к повсеме-
стному уничтожению христиан. Исследуя обстоятельства гоне-
ния, Спасский, утверждал, что в силу гуманного характера им-
ператора оно осуществлялось умеренно
136
.
В церковной историографии существовало и противопо-
ложное мнение, расценивавшее воздействие второго эдикта Вале-
риана как крайне тяжелое для церкви. И.В. Чельцов и А.П. Ле-
бедев считали, что его результатом стало «жесточайшее крово-
133
Спасский А.А. Указ. соч. С. 210–211.
134
Болотов В.В. Указ. соч. С. 128.
135
Спасский А.А. Указ. соч. С. 213–214.
136
Там же. С. 209.
66
пролитное гонение»
137
. Последний, правда, упоминал и о том, что
гонение не имело отступников от веры, а мученических актов вре-
мен Валериана известно очень мало
138
. Таким образом, государст-
венный характер гонения способствовал ограниченному приме-
нению жестоких мер.
Преемник Валериана, Галлиен (259–268) отменил распо-
ряжения своего отца и в церковно-исторической традиции со-
хранил за собой имя покровителя христиан. Причины карди-
нальной перемены политики в отношении христианства, по мне-
нию большинства историков, следует искать в обстоятельствах
времени
и личных свойствах Галлиена, как правителя и как че-
ловека. Светская историография изображает его беспечным пра-
вителем, которого не вдохновляли ни национальная гордость, ни
римская традиция. В то время, когда гонения на христиан пред-
принимались исключительно в целях государственных, «легко-
мысленный афинянин на троне» не мог быть опасен для христи-
ан
. Кроме того, в области религии он был эклектиком и привер-
женцем неоплатонизма, признавая в каждой религии свою долю
истины. Спасский предполагал, что этот строй воззрений руко-
водил Галлиеном, когда он задумал определить положение хри-
стиан в империи
139
.
Сохранился один из рескриптов Галлиена на имя Дионисия
Александрийского, опубликованный в 262 г., когда Египет пере-
шел под власть Галлиена. Христианам были возвращены места
богослужебных собраний и разрешено пользоваться ими. Подоб-
ное предписание получил и египетский верховный прокурор. Ев-
севий указывает на многочисленные «определения», данные на
имя других епископов и чиновников,
повелевавшие возвратить
усыпальницы христианам
140
.
Текст указа «испорчен и во многих местах крайне невра-
зумителен»
141
, поэтому получал разные интерпретации, что было
137
Чельцов И.В. Внешнее положениеС. 276–278; ср.: Лебедев А.П. Эпоха
гоненийС. 131.
138
Там же. С. 132.
139
Спасский А.А. ЛекцииС. 216–218.
140
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. Гл. 13.
141
Спасский А.А. Указ. соч. С. 219.
основе первого эдикта «не пролилось ни одной капли христиан-     пролитное гонение»137. Последний, правда, упоминал и о том, что
ской крови, не было ни пыток, ни казни»133.                      гонение не имело отступников от веры, а мученических актов вре-
      В 258 г. последовал новый и более строгий указ. Он прямо   мен Валериана известно очень мало138. Таким образом, государст-
предписывал казнить епископов, пресвитеров, дьяконов, если       венный характер гонения способствовал ограниченному приме-
они окажутся твердыми в исповедании веры. Высокопоставлен-       нению жестоких мер.
ных граждан, сенаторов, всадников за исповедание Христа ли-            Преемник Валериана, Галлиен (259–268) отменил распо-
шать римского гражданства, отбирать их имущество в казну и,      ряжения своего отца и в церковно-исторической традиции со-
если после этого они останутся твердыми в вере, казнить, высо-   хранил за собой имя покровителя христиан. Причины карди-
копоставленных матрон лишать имущества и ссылать в отдален-      нальной перемены политики в отношении христианства, по мне-
ные места. Тех, кто состоял на императорской службе, за испо-    нию большинства историков, следует искать в обстоятельствах
ведание Христа лишать имущества и ссылать в дворцовые име-       времени и личных свойствах Галлиена, как правителя и как че-
ния134. Таким образом, указ представлял собой новый и более      ловека. Светская историография изображает его беспечным пра-
широкий шаг правительства в борьбе с христианами. Он не толь-    вителем, которого не вдохновляли ни национальная гордость, ни
ко усиливал меры к подавлению церковной иерархии, но и под-      римская традиция. В то время, когда гонения на христиан пред-
вергал преследованию знатных лиц, вероятно, предполагая за-      принимались исключительно в целях государственных, «легко-
держать распространение христианства в высших слоях римско-      мысленный афинянин на троне» не мог быть опасен для христи-
го общества. С этой же целью была создана градация наказаний,    ан. Кроме того, в области религии он был эклектиком и привер-
соразмеренных с тем влиянием, какое имело то или иное лицо       женцем неоплатонизма, признавая в каждой религии свою долю
согласно своему общественному положению. Спасский считал,        истины. Спасский предполагал, что этот строй воззрений руко-
что Валериан таким образом стремился избежать излишнего, не      водил Галлиеном, когда он задумал определить положение хри-
оправдываемого государственной задачей кровопролития. Пока-      стиан в империи139.
зательно, что в известном тексте эдикта ничего не говорилось о         Сохранился один из рескриптов Галлиена на имя Дионисия
простых христианах, о мирянах и, судя по другим источникам,      Александрийского, опубликованный в 262 г., когда Египет пере-
никаких мер против них не предпринималось135. Таким образом,     шел под власть Галлиена. Христианам были возвращены места
строгий на бумаге, второй эдикт все же не стремился к повсеме-   богослужебных собраний и разрешено пользоваться ими. Подоб-
стному уничтожению христиан. Исследуя обстоятельства гоне-       ное предписание получил и египетский верховный прокурор. Ев-
ния, Спасский, утверждал, что в силу гуманного характера им-     севий указывает на многочисленные «определения», данные на
ператора оно осуществлялось умеренно136.                         имя других епископов и чиновников, повелевавшие возвратить
      В церковной историографии существовало и противопо-        усыпальницы христианам140.
ложное мнение, расценивавшее воздействие второго эдикта Вале-          Текст указа «испорчен и во многих местах крайне невра-
риана как крайне тяжелое для церкви. И.В. Чельцов и А.П. Ле-     зумителен»141, поэтому получал разные интерпретации, что было
бедев считали, что его результатом стало «жесточайшее крово-
                                                                    137
                                                                        Чельцов И.В. Внешнее положение… С. 276–278; ср.: Лебедев А.П. Эпоха
                                                                 гонений… С. 131.
  133                                                               138
      Спасский А.А. Указ. соч. С. 210–211.                              Там же. С. 132.
  134                                                               139
      Болотов В.В. Указ. соч. С. 128.                                   Спасский А.А. Лекции… С. 216–218.
  135                                                               140
      Спасский А.А. Указ. соч. С. 213–214.                              Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. Гл. 13.
  136                                                               141
      Там же. С. 209.                                                   Спасский А.А. Указ. соч. С. 219.

                                     65                                                             66