Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

63
зом, в преследовании христианства интересы государства стояли
на первом месте. Такое понимание цели гонений отчасти снима-
ло неосновательные обвинения римских императоров в личной
ненависти к христианам и твердом намерении их уничтожить
127
.
Историки отмечали еще одну «драгоценную» черту гоне-
ния: языческое население, без внешнего возбуждения со стороны
правительства, относилось к христианам спокойно и даже со-
чувственно. Гонение носило сугубо официальный характер. Это
изменение общественного сознания объяснялось массовым об-
ращением в христианство с конца II в., которое сблизило языч-
ников и христиан, как следствие,
исчезло отчуждениеглавная
почва для ненависти
128
. Но римское правительство при Деции не
нуждалось в помощи народа для преследования христиан. Гоне-
ние как акт государственной важности получило прочные, об-
думанные формы и методы. Таким образом, в воззрениях рим-
ского правительства на христианство со времен Антонинов про-
изошли существенные перемены. Христиане теперь рассматри-
вались не только как нарушители
законов о религии, но и как
члены корпорации, несовместимой с всеобъемлющим значением
государства.
К концу 250 г. гонение стало ослабевать и со смертью Де-
ция окончилось, поскольку было основано на специальном эдик-
те, который не имел силы в глазах его преемников. Важнейший
итог этого гонения с церковно-исторической точки зрения заклю-
чался
в том, что первая решительная, всеобщая борьба церкви с
языческим государством закончилась ее нравственной победой,
«победой внутреннего убеждения над внешним законом и прину-
ждением»
129
.
Возобновилось гонения на христиан при императоре Вале-
риане (253–259). У древних христианских авторов вызывало не-
доумение резкое изменение отношения Валериана к христианст-
ву, проявлявшего к нему благосклонность в начале царствования,
и инициативу гонений приписывали его приближенному Макриа-
127
См., например: Чельцов И.В. Внешнее положение церквиС. 265–270.
128
Спасский А.А. ЛекцииС. 198–199; Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 124–
125.
129
Спасский А.А. Указ. соч. С. 208.
64
ну
130
. Церковные историки Нового времени считали, что для по-
нимания целей гонения Валериана достаточным является уже то
обстоятельство, что он прошел «школу Деция». Тем более что
новое гонение представляло собой «точный сколок» с его гоне-
ния, велось в том же духе и стиле: 1) вытекало из тех же пред-
ставлений о государственных
нуждах; 2) было всеобщим, повсе-
местным и чисто официальным; 3) направлялось прежде всего
против церковной иерархии. Эта тесная связь гонения Валериана
с предыдущим заставляла думать, что причину его надо искать в
тех же политических идеях об опасности церкви для государства,
которые руководили Децием
131
.
Гонение Валериана разделялось на два этапа, соответст-
венно эдиктам, изданным против христиан: в 257 г. – для Запада,
и в 258 г. – для христиан Востока. Содержание эдиктов восста-
навливалось по актам Киприана Карфагенского и Дионисия
Александрийского, имевшим в глазах историков высокую науч-
ную ценность
132
.
Первый эдикт предписывал христианским епископам ис-
полнить государственные церемонии и под страхом тяжелых на-
казаний запрещал христианам устраивать собрания и посещать
кимитрии, которые отбирались в казну. А.А. Спасский коммен-
тировал действия римского правительства следующим образом.
Преследуя епископов, Валериан рассчитывал через них повлиять
на остальных христиан. Кимитрии же служили знаком
легально-
сти общественной организации христиан, усвоившей права по-
гребальных коллегий. Лишая христиан кимитрий, правительство
хотело показать, что считает церковь явлением противозакон-
ным. Хотя данные меры отразились на положении христиан, их
осуществление не было обставлено жесткими требованиями, что
дало повод Спасскому назвать поведение Валериана «без всяких
оговорок гуманным». Епископам угрожала только ссылка
, а на
130
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. Гл. 10.
131
Спасский А.А. Указ. соч. С. 209–210. Лебедев А.П. Эпоха гонений
С. 124; Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 128.
132
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 125–127, 132.
зом, в преследовании христианства интересы государства стояли                   ну130. Церковные историки Нового времени считали, что для по-
на первом месте. Такое понимание цели гонений отчасти снима-                    нимания целей гонения Валериана достаточным является уже то
ло неосновательные обвинения римских императоров в личной                       обстоятельство, что он прошел «школу Деция». Тем более что
ненависти к христианам и твердом намерении их уничтожить127.                    новое гонение представляло собой «точный сколок» с его гоне-
      Историки отмечали еще одну «драгоценную» черту гоне-                      ния, велось в том же духе и стиле: 1) вытекало из тех же пред-
ния: языческое население, без внешнего возбуждения со стороны                   ставлений о государственных нуждах; 2) было всеобщим, повсе-
правительства, относилось к христианам спокойно и даже со-                      местным и чисто официальным; 3) направлялось прежде всего
чувственно. Гонение носило сугубо официальный характер. Это                     против церковной иерархии. Эта тесная связь гонения Валериана
изменение общественного сознания объяснялось массовым об-                       с предыдущим заставляла думать, что причину его надо искать в
ращением в христианство с конца II в., которое сблизило языч-                   тех же политических идеях об опасности церкви для государства,
ников и христиан, как следствие, исчезло отчуждение – главная                   которые руководили Децием131.
почва для ненависти128. Но римское правительство при Деции не                          Гонение Валериана разделялось на два этапа, соответст-
нуждалось в помощи народа для преследования христиан. Гоне-                     венно эдиктам, изданным против христиан: в 257 г. – для Запада,
ние как акт государственной важности получило прочные, об-                      и в 258 г. – для христиан Востока. Содержание эдиктов восста-
думанные формы и методы. Таким образом, в воззрениях рим-                       навливалось по актам Киприана Карфагенского и Дионисия
ского правительства на христианство со времен Антонинов про-                    Александрийского, имевшим в глазах историков высокую науч-
изошли существенные перемены. Христиане теперь рассматри-                       ную ценность132.
вались не только как нарушители законов о религии, но и как                            Первый эдикт предписывал христианским епископам ис-
члены корпорации, несовместимой с всеобъемлющим значением                       полнить государственные церемонии и под страхом тяжелых на-
государства.                                                                    казаний запрещал христианам устраивать собрания и посещать
      К концу 250 г. гонение стало ослабевать и со смертью Де-                  кимитрии, которые отбирались в казну. А.А. Спасский коммен-
ция окончилось, поскольку было основано на специальном эдик-                    тировал действия римского правительства следующим образом.
те, который не имел силы в глазах его преемников. Важнейший                     Преследуя епископов, Валериан рассчитывал через них повлиять
итог этого гонения с церковно-исторической точки зрения заклю-                  на остальных христиан. Кимитрии же служили знаком легально-
чался в том, что первая решительная, всеобщая борьба церкви с                   сти общественной организации христиан, усвоившей права по-
языческим государством закончилась ее нравственной победой,                     гребальных коллегий. Лишая христиан кимитрий, правительство
«победой внутреннего убеждения над внешним законом и прину-                     хотело показать, что считает церковь явлением противозакон-
ждением»129.                                                                    ным. Хотя данные меры отразились на положении христиан, их
      Возобновилось гонения на христиан при императоре Вале-                    осуществление не было обставлено жесткими требованиями, что
риане (253–259). У древних христианских авторов вызывало не-                    дало повод Спасскому назвать поведение Валериана «без всяких
доумение резкое изменение отношения Валериана к христианст-                     оговорок гуманным». Епископам угрожала только ссылка, а на
ву, проявлявшего к нему благосклонность в начале царствования,
и инициативу гонений приписывали его приближенному Макриа-
   127                                                                             130
         См., например: Чельцов И.В. Внешнее положение церкви… С. 265–270.              Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. Гл. 10.
   128                                                                             131
         Спасский А.А. Лекции… С. 198–199; Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 124–           Спасский А.А. Указ. соч. С. 209–210. Лебедев А.П. Эпоха гонений…
125.                                                                            С. 124; Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 128.
   129                                                                              132
         Спасский А.А. Указ. соч. С. 208.                                               Лебедев А.П. Указ. соч. С. 125–127, 132.

                                            63                                                                    64