ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
59
такой степени жестоким, что один из церковных писателей по-
лагал, что наступило пришествие антихриста
114
. На этом фоне
«теоретическая польза» закона, доказываемая Лебедевым, мно-
гое теряет в своей убедительности. Его важнейший и «страш-
ный» итог, по выражению Болотова, состоял в том, что прави-
тельство показало свое понимание христианства как «органиче-
ски живущего существа» и умение различать классы христиан
115
.
А.А. Спасский указывал на ограниченность «новейшей» трак-
товки закона, воспроизведенной Лебедевым, и склонялся к той
же точке зрения, что и Болотов: на указ Септимия Севера можно
смотреть, как на попытку напомнить христианам, что их религия
не одобряется римскими законами и властью
116
.
Подобно указу Септимия Севера осведомленностью о хри-
стианстве отличалось и распоряжение Максимина Фракиянина
(235–238). По общему мнению историков, гонение Максимина
вытекало из личных мотивов, из ненависти к предшественнику
(Александру Северу), стало быть, в нем было более политическо-
го, нежели религиозного
117
. Кроме христиан гонению были под-
вергнуты и язычники – действительные или мнимые привержен-
цы Александра Севера. Одна важная деталь гонения обращала на
себя внимание – император издал распоряжение преследовать
предстоятелей церкви. Это повеление было дано в форме частных
поручений президам провинций и на деле осуществилось только в
Риме и Кесарии Палестинской. Почему
пострадали предстоятели
именно этих двух церквей – можно понять из целей преследова-
ния. Симпатии к убитому императору естественней всего было
предполагать в Римской церкви, а учитывая происхождение Алек-
сандра, понятно, почему именно епископ Кессарии был отправлен
в ссылку. Гонение Максимиана было непродолжительным, носи-
ло спорадический характер, и для большинства христиан его
114
Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 108.
115
Там же. С. 114.
116
Спасский А.А. Лекции… С. 188–189.
117
Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение… С. 257; Болотов В.В. Указ. соч.
С. 115; Спасский А.А. Указ. соч. С. 190.
60
правление было продолжением сравнительно мирной эпохи, на-
ступившей после смерти Септимия Севера
118
.
Таким образом, оба распоряжения, нарушившие мирную
эпоху для христиан после Антонинов, – указ Септимия Севера и
повеление Максимиана, по заключению историков, не внесли
существенных перемен в положение христиан в империи, уста-
новленное Антонинами, и не имели серьезных последствий. Од-
нако они содержали одну важную черту, указывающую на то,
что римское правительство
стало ближе и внимательней всмат-
риваться в христианство. Эдикт Септимия Севера был направлен
на ослабление христианской пропаганды, составляющей жиз-
ненный нерв христианства. Повеление Максимиана обнаружи-
вает знакомство с внутренним строем христианства, тем значе-
нием, которым пользуется клир в делах христианской церкви. В
лице этих двух императоров римское правительство показывает
умение отличать
христиан новых от христиан прежних, христи-
анскую иерархию от обыкновенных мирян. В этом смысле исто-
рики церкви расценивали рассмотренные распоряжения как
предвестие «приближающегося шторма», коренного переворота
в воззрениях языческого государства на христианство, когда оно
«поймет силу христианства и начнет с ним кровавую борьбу»
119
.
Действительно, указ Максимиана относится к 235 г., а 250-й уже
открывает новый период в отношениях между христианством и
империей – период великих гонений на христианство.
3. Эпоха «великих гонений»
(вторая половина III – начало IV в.) и ее итоги
Общепризнанным в церковной историографии являлось
определение второй половины III в. как начала периода гонений
на христиан «
в собственном и строгом смысле слова»
120
. Два
фактора в отношениях между языческой Римской империей и
христианской церковью определяли положение последней в это
время: принципиальное изменение воззрений государственной
118
Болотов В.В. Указ. соч. С. 115–116; Спасский А.А. Указ. соч. С. 190.
119
Там же. С. 191; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 116.
120
Спасский А.А. Указ. соч. С. 191.
такой степени жестоким, что один из церковных писателей по- правление было продолжением сравнительно мирной эпохи, на- лагал, что наступило пришествие антихриста114. На этом фоне ступившей после смерти Септимия Севера118. «теоретическая польза» закона, доказываемая Лебедевым, мно- Таким образом, оба распоряжения, нарушившие мирную гое теряет в своей убедительности. Его важнейший и «страш- эпоху для христиан после Антонинов, – указ Септимия Севера и ный» итог, по выражению Болотова, состоял в том, что прави- повеление Максимиана, по заключению историков, не внесли тельство показало свое понимание христианства как «органиче- существенных перемен в положение христиан в империи, уста- ски живущего существа» и умение различать классы христиан115. новленное Антонинами, и не имели серьезных последствий. Од- А.А. Спасский указывал на ограниченность «новейшей» трак- нако они содержали одну важную черту, указывающую на то, товки закона, воспроизведенной Лебедевым, и склонялся к той что римское правительство стало ближе и внимательней всмат- же точке зрения, что и Болотов: на указ Септимия Севера можно риваться в христианство. Эдикт Септимия Севера был направлен смотреть, как на попытку напомнить христианам, что их религия на ослабление христианской пропаганды, составляющей жиз- не одобряется римскими законами и властью116. ненный нерв христианства. Повеление Максимиана обнаружи- Подобно указу Септимия Севера осведомленностью о хри- вает знакомство с внутренним строем христианства, тем значе- стианстве отличалось и распоряжение Максимина Фракиянина нием, которым пользуется клир в делах христианской церкви. В (235–238). По общему мнению историков, гонение Максимина лице этих двух императоров римское правительство показывает вытекало из личных мотивов, из ненависти к предшественнику умение отличать христиан новых от христиан прежних, христи- (Александру Северу), стало быть, в нем было более политическо- анскую иерархию от обыкновенных мирян. В этом смысле исто- го, нежели религиозного117. Кроме христиан гонению были под- рики церкви расценивали рассмотренные распоряжения как вергнуты и язычники – действительные или мнимые привержен- предвестие «приближающегося шторма», коренного переворота цы Александра Севера. Одна важная деталь гонения обращала на в воззрениях языческого государства на христианство, когда оно себя внимание – император издал распоряжение преследовать «поймет силу христианства и начнет с ним кровавую борьбу»119. предстоятелей церкви. Это повеление было дано в форме частных Действительно, указ Максимиана относится к 235 г., а 250-й уже поручений президам провинций и на деле осуществилось только в открывает новый период в отношениях между христианством и Риме и Кесарии Палестинской. Почему пострадали предстоятели империей – период великих гонений на христианство. именно этих двух церквей – можно понять из целей преследова- ния. Симпатии к убитому императору естественней всего было 3. Эпоха «великих гонений» предполагать в Римской церкви, а учитывая происхождение Алек- (вторая половина III – начало IV в.) и ее итоги сандра, понятно, почему именно епископ Кессарии был отправлен в ссылку. Гонение Максимиана было непродолжительным, носи- Общепризнанным в церковной историографии являлось ло спорадический характер, и для большинства христиан его определение второй половины III в. как начала периода гонений на христиан «в собственном и строгом смысле слова»120. Два фактора в отношениях между языческой Римской империей и христианской церковью определяли положение последней в это 114 Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 108. время: принципиальное изменение воззрений государственной 115 Там же. С. 114. 116 118 Спасский А.А. Лекции… С. 188–189. Болотов В.В. Указ. соч. С. 115–116; Спасский А.А. Указ. соч. С. 190. 117 119 Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение… С. 257; Болотов В.В. Указ. соч. Там же. С. 191; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 116. 120 С. 115; Спасский А.А. Указ. соч. С. 190. Спасский А.А. Указ. соч. С. 191. 59 60
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »