Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

73
23 февраля 303 г. в Никомидии была разрушена христиан-
ская церковь, а вслед за этим оглашен эдикт, подписанный Ди-
оклетианом и Галерием, объявивший преследование христиан.
Его текст сохранился в двух редакцияхЕвсевия и Лактанция.
Из рассказа Евсевия выясняются следующие черты гонения:
1) разрушение церквей и сожжение священных книг; 2) лишение
христиан государственных должностей, чести
и гражданских
прав, т. е. покровительства закона и права голоса в публичных
делах; 3) ограничение христиан в правах на свободу: рабы не
могли получить свободу, если оставались христианами
157
. Лак-
танций в своей редакции указа приводит еще одно требование:
«предавать христиан мукам, какого бы кто состояния и звания
не был»
158
. В.В. Болотов безоговорочно принимал это дополне-
ние Лактанция
159
. А.П. Лебедев считал его недостоверным, за-
мечая, что уже в другой главе Диоклетиан по Лактанцию прика-
зал «производить гонение без пролития крови», следовательно,
распоряжение императора, отданное накануне издания указа
разрушить никомидийскую церковь и сжечь священные книги,
служит образцом исполнения указа
160
.
За первым последовали еще два эдикта, вызванные, по
свидетельству Евсевия, инцидентами, в совершении которых
были заподозрены христиане: пожар дворца в Никомидии и по-
явление двух претендентов на престол в Армении и Сирии. Вто-
рой эдикт 303 г. повелевал всех предстоятелей церквей «заклю-
чать в оковы», в результате чего темницы оказались переполне-
ны епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами. Когда, та-
ким образом, вся иерархия оказалась в руках власти, был издан
третий эдикт, повелевавший взятых под стражу духовных лиц
пригласить к принесению языческих жертв; исполнивших тре-
бование отпустить, а твердых в христианстве подвергать пыт-
157
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 2. С. 364; См. разъясне-
ние: Болотов В.В. Указ. соч. С. 147; Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.
158
Лактанций. О смертях преследователей. Кн. VII. Гл. 1. С. 132–133.
159
Болотов В.В. Указ. соч. С. 147.
160
Лебедев А.А. Указ. соч. С. 161.
74
кам
161
. Действие последнего указа вскоре было приостановлено,
так как в связи с празднованием 20-летия царствования и три-
умфа победы над персами и германцами согласно римским тра-
дициям была объявлена амнистия
162
.
Полную силу гонение набрало в 304 г. после четвертого
указа, объявившего поголовное и повсеместное преследование
христиан. По словам А.П. Лебедева, «из-за этого указа проли-
лось более всего крови в христианском мире, хотя он состоял
всего из двух строчек. Он действовал целых восемь лет, до 311
года»
163
. Историки единодушно считали главным инициатором
этого самого жестокого указа Галерия, ставшего к этому време-
ни фактическим правителем Востока
164
. Установить участие Ди-
оклетиана в издании и проведении последнего указа представля-
лось практически невозможным. В мае 305 г. он отошел от вла-
сти, а за короткий промежуток с 304 г. никаких сведений о ко-
личестве мучеников и ходе гонения в Никомидии не сохрани-
лось
165
.
Историки признавали, что гонение Диоклетиана и его пре-
емников явилось самым жестоким из всех, пережитых христиа-
нами в Римской империи. Б.М. Мелиоранский писал: «Великое
гонение, длившееся на Востоке почти без перерыва 12 лет, в
различных фазисах и эпизодах как бы совместило в себе все го-
нения, бывшие дотоле, начиная от
Неронова; все причины,
принципиальные и случайные, навлекавшие когда-либо пресле-
дования на церковь, как бы соединились в одну грозную силу: и
обвинения в стихийных и политических бедствиях, и в наруше-
нии военной дисциплины и общественного порядка, и в новше-
стве, и в недоброжелательстве к тому или иному правителю, и
даже в
поджоге столицы»
166
. Основной смысл гонения Диокле-
161
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 3, 6. С. 364, 369; Боло-
тов В.В. Указ. соч. С. 148; Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.
162
Об этом упоминает Евсевий в сочинении «О палестинских мучениках»:
Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.
163
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 168.
164
Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 148–150; Мелиоранский Б.М. Из лекций
по историиС. 75; Лебедев А.П. Указ. соч. С. 169–172.
165
Там же. С. 169–172.
166
Мелиоранский Б.М. Указ. соч. С. 77.
      23 февраля 303 г. в Никомидии была разрушена христиан-                    кам161. Действие последнего указа вскоре было приостановлено,
ская церковь, а вслед за этим оглашен эдикт, подписанный Ди-                    так как в связи с празднованием 20-летия царствования и три-
оклетианом и Галерием, объявивший преследование христиан.                       умфа победы над персами и германцами согласно римским тра-
Его текст сохранился в двух редакциях – Евсевия и Лактанция.                    дициям была объявлена амнистия162.
Из рассказа Евсевия выясняются следующие черты гонения:                               Полную силу гонение набрало в 304 г. после четвертого
1) разрушение церквей и сожжение священных книг; 2) лишение                     указа, объявившего поголовное и повсеместное преследование
христиан государственных должностей, чести и гражданских                        христиан. По словам А.П. Лебедева, «из-за этого указа проли-
прав, т. е. покровительства закона и права голоса в публичных                   лось более всего крови в христианском мире, хотя он состоял
делах; 3) ограничение христиан в правах на свободу: рабы не                     всего из двух строчек. Он действовал целых восемь лет, до 311
могли получить свободу, если оставались христианами157. Лак-                    года»163. Историки единодушно считали главным инициатором
танций в своей редакции указа приводит еще одно требование:                     этого самого жестокого указа Галерия, ставшего к этому време-
«предавать христиан мукам, какого бы кто состояния и звания                     ни фактическим правителем Востока164. Установить участие Ди-
не был»158. В.В. Болотов безоговорочно принимал это дополне-                    оклетиана в издании и проведении последнего указа представля-
ние Лактанция159. А.П. Лебедев считал его недостоверным, за-                    лось практически невозможным. В мае 305 г. он отошел от вла-
мечая, что уже в другой главе Диоклетиан по Лактанцию прика-                    сти, а за короткий промежуток с 304 г. никаких сведений о ко-
зал «производить гонение без пролития крови», следовательно,                    личестве мучеников и ходе гонения в Никомидии не сохрани-
распоряжение императора, отданное накануне издания указа –                      лось165.
разрушить никомидийскую церковь и сжечь священные книги,                              Историки признавали, что гонение Диоклетиана и его пре-
служит образцом исполнения указа160.                                            емников явилось самым жестоким из всех, пережитых христиа-
      За первым последовали еще два эдикта, вызванные, по                       нами в Римской империи. Б.М. Мелиоранский писал: «Великое
свидетельству Евсевия, инцидентами, в совершении которых                        гонение, длившееся на Востоке почти без перерыва 12 лет, в
были заподозрены христиане: пожар дворца в Никомидии и по-                      различных фазисах и эпизодах как бы совместило в себе все го-
явление двух претендентов на престол в Армении и Сирии. Вто-                    нения, бывшие дотоле, начиная от Неронова; все причины,
рой эдикт 303 г. повелевал всех предстоятелей церквей «заклю-                   принципиальные и случайные, навлекавшие когда-либо пресле-
чать в оковы», в результате чего темницы оказались переполне-                   дования на церковь, как бы соединились в одну грозную силу: и
ны епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами. Когда, та-                     обвинения в стихийных и политических бедствиях, и в наруше-
ким образом, вся иерархия оказалась в руках власти, был издан                   нии военной дисциплины и общественного порядка, и в новше-
третий эдикт, повелевавший взятых под стражу духовных лиц                       стве, и в недоброжелательстве к тому или иному правителю, и
пригласить к принесению языческих жертв; исполнивших тре-                       даже в поджоге столицы»166. Основной смысл гонения Диокле-
бование отпустить, а твердых в христианстве подвергать пыт-
                                                                                    161
                                                                                        Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 3, 6. С. 364, 369; Боло-
                                                                                тов В.В. Указ. соч. С. 148; Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.
                                                                                    162
                                                                                        Об этом упоминает Евсевий в сочинении «О палестинских мучениках»:
                                                                                Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.
   157                                                                              163
       Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 2. С. 364; См. разъясне-           Лебедев А.П. Указ. соч. С. 168.
                                                                                    164
ние: Болотов В.В. Указ. соч. С. 147; Спасский А.А. Указ. соч. С. 233.                   Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 148–150; Мелиоранский Б.М. Из лекций
   158
       Лактанций. О смертях преследователей. Кн. VII. Гл. 1. С. 132–133.        по истории… С. 75; Лебедев А.П. Указ. соч. С. 169–172.
   159                                                                              165
       Болотов В.В. Указ. соч. С. 147.                                                  Там же. С. 169–172.
   160                                                                              166
       Лебедев А.А. Указ. соч. С. 161.                                                  Мелиоранский Б.М. Указ. соч. С. 77.

                                     73                                                                              74