ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
77
христианских храмов, но пощадил самих христиан
178
. По Евсе-
вию, он не сделал и этого
179
. С мая 305 г. Констанций стал пра-
вителем всего Запада с титулом августа и гонение здесь прекра-
тилось. С 306 г. Константин продолжил политику отца по отно-
шению к христианам. Таким образом, на западе гонение, строго
говоря, продолжалось не более двух лет и в первой половине
305 г. вообще прекратилось. Христиане пользовались здесь
фак-
тической свободой, что также подтверждается соборами, прохо-
дившими в это время в Испании и Африке. Действие эдикта бы-
ло приостановлено административным, а не законодательным
порядком
180
.
Во владениях Галерия гонение затихло к 311 г., когда он
издал первый несомненный эдикт в пользу христиан, которым
признавал их религию дозволенной. Несмотря на попытки Мак-
симина продолжить гонение на своей территории, оно не встре-
тило поддержки у населения и также вскоре прекратилось. Та-
ким образом, начатое с небывалой энергией и
целеустремленно-
стью буквально через два года после начала гонение стало осла-
бевать и, наконец, завершилось результатом, диаметрально про-
тивоположным той задаче, ради которой было поднято. Оно не
только не истребило христианства, но, напротив, показало бес-
силие всех стараний государства поддержать национальную ре-
лигию и заставило его отказаться от продолжения борьбы, пре
-
доставив христианам полную религиозную свободу. Этот исто-
рический «парадокс» требовал объяснения.
Церковные историки указывали на два фактора, способст-
вовавшие такому повороту истории: безучастность языческого
общества к осуществлению гонения и христианский героизм. И
первое, и второе считалось результатом нравственных завоева-
ний христианства. Распространение христианства, проникнове-
ние его во все слои общества
способствовало сближению с
язычниками и ослаблению прежней розни. Этим объясняется не
178
Лактанций. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. 7. С. 140.
179
Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 8. Гл. 14. С. 382–383.
180
Болотов В.В. Указ. соч. С. 152.
78
только пассивность языческой массы, но и ее сочувствие хри-
стианам во время правительственных гонений
181
.
Христианский героизм и мученичество всеми церковными
историками расценивались как главное орудие церкви в борьбе с
языческим государством. Причем в последний период гонений
они приобретают активную форму. Под влиянием ежеминутной
опасности и постоянных примеров мученичества происходит
взрыв религиозного энтузиазма. Среди христиан появилось мно-
го ревнителей, которые вступили в открытую борьбу с
государ-
ственным культом, намеренно раздражая религиозные страсти
язычников и стремясь к мученическому венцу. Сама церковь
нашла нужным ограничить этих фанатиков. В 305 г., т. е. во вто-
рой период гонений Диоклетиана, Эльвирский собор постановил
не вносить в мученические списки таких христиан, которые бу-
дут намеренно искать себе славу мучеников. С исторической
точки
зрения факты мученического энтузиазма характеризуют
тот мощный отпор, каким церковь ответила на попытку прави-
тельства уничтожить ее. Эта новая черта в поведении христиан,
по мнению Спасского, вскрывает важное изменение, совершив-
шееся в самосознании христианского общества. Оно стало мно-
гочисленной корпорацией, вселенской церковью, широко рас-
пространившейся в империи, сознававшей свою силу,
и уверен-
ной в будущей победе. Героизм, проявленный христианами в
эпоху Диоклетианова гонения, обессилил языческое государство
и обеспечил торжество христианской церкви, в этом его великое
историческое значение. Чем дальше шло гонение, тем яснее бы-
ло правительству, что уничтожить христианство можно только
вырезав поголовно его исповедников. Но это означало бы обез-
людить
государство и вызвать взрыв негодования в самом язы-
ческом обществе
182
. Поэтому гонение, начатое Диоклетианом во
всеоружии государственных сил, по истечении двух лет стало
замирать с прогрессивно убывающей энергией. Окончилось оно
так, как не оканчивалось ни одно другое, – не вследствие пере-
мен в царствующей династии, но по причине того, что государ-
181
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 175; Болотов В.В. Указ. соч. С. 160; Спас-
ский А.А. Указ. соч. С. 243–245.
182
Там же. С. 237–242.
христианских храмов, но пощадил самих христиан178. По Евсе- только пассивность языческой массы, но и ее сочувствие хри- вию, он не сделал и этого179. С мая 305 г. Констанций стал пра- стианам во время правительственных гонений181. вителем всего Запада с титулом августа и гонение здесь прекра- Христианский героизм и мученичество всеми церковными тилось. С 306 г. Константин продолжил политику отца по отно- историками расценивались как главное орудие церкви в борьбе с шению к христианам. Таким образом, на западе гонение, строго языческим государством. Причем в последний период гонений говоря, продолжалось не более двух лет и в первой половине они приобретают активную форму. Под влиянием ежеминутной 305 г. вообще прекратилось. Христиане пользовались здесь фак- опасности и постоянных примеров мученичества происходит тической свободой, что также подтверждается соборами, прохо- взрыв религиозного энтузиазма. Среди христиан появилось мно- дившими в это время в Испании и Африке. Действие эдикта бы- го ревнителей, которые вступили в открытую борьбу с государ- ло приостановлено административным, а не законодательным ственным культом, намеренно раздражая религиозные страсти порядком180. язычников и стремясь к мученическому венцу. Сама церковь Во владениях Галерия гонение затихло к 311 г., когда он нашла нужным ограничить этих фанатиков. В 305 г., т. е. во вто- издал первый несомненный эдикт в пользу христиан, которым рой период гонений Диоклетиана, Эльвирский собор постановил признавал их религию дозволенной. Несмотря на попытки Мак- не вносить в мученические списки таких христиан, которые бу- симина продолжить гонение на своей территории, оно не встре- дут намеренно искать себе славу мучеников. С исторической тило поддержки у населения и также вскоре прекратилось. Та- точки зрения факты мученического энтузиазма характеризуют ким образом, начатое с небывалой энергией и целеустремленно- тот мощный отпор, каким церковь ответила на попытку прави- стью буквально через два года после начала гонение стало осла- тельства уничтожить ее. Эта новая черта в поведении христиан, бевать и, наконец, завершилось результатом, диаметрально про- по мнению Спасского, вскрывает важное изменение, совершив- тивоположным той задаче, ради которой было поднято. Оно не шееся в самосознании христианского общества. Оно стало мно- только не истребило христианства, но, напротив, показало бес- гочисленной корпорацией, вселенской церковью, широко рас- силие всех стараний государства поддержать национальную ре- пространившейся в империи, сознававшей свою силу, и уверен- лигию и заставило его отказаться от продолжения борьбы, пре- ной в будущей победе. Героизм, проявленный христианами в доставив христианам полную религиозную свободу. Этот исто- эпоху Диоклетианова гонения, обессилил языческое государство рический «парадокс» требовал объяснения. и обеспечил торжество христианской церкви, в этом его великое Церковные историки указывали на два фактора, способст- историческое значение. Чем дальше шло гонение, тем яснее бы- вовавшие такому повороту истории: безучастность языческого ло правительству, что уничтожить христианство можно только общества к осуществлению гонения и христианский героизм. И вырезав поголовно его исповедников. Но это означало бы обез- первое, и второе считалось результатом нравственных завоева- людить государство и вызвать взрыв негодования в самом язы- ний христианства. Распространение христианства, проникнове- ческом обществе182. Поэтому гонение, начатое Диоклетианом во ние его во все слои общества способствовало сближению с всеоружии государственных сил, по истечении двух лет стало язычниками и ослаблению прежней розни. Этим объясняется не замирать с прогрессивно убывающей энергией. Окончилось оно так, как не оканчивалось ни одно другое, – не вследствие пере- мен в царствующей династии, но по причине того, что государ- 178 181 Лактанций. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. 7. С. 140. Лебедев А.П. Указ. соч. С. 175; Болотов В.В. Указ. соч. С. 160; Спас- 179 Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 8. Гл. 14. С. 382–383. ский А.А. Указ. соч. С. 243–245. 180 182 Болотов В.В. Указ. соч. С. 152. Там же. С. 237–242. 77 78
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- …
- следующая ›
- последняя »