Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

81
стианство в эдикте проводится чисто языческая. Национальная
религия должна бы быть обязательна и для христиан, и только
ввиду особого указанного обстоятельства делается для них ис-
ключение»
192
.
Подобная интерпретация эдикта, учитывающая особенно-
сти римского государственно-религиозного сознания, объясняет
его неясные места и органично включается в исторический кон-
текст. Вся история гонений говорит о том, что они предприни-
мались с целью принудить христиан к почитанию древних бо-
гов, к признанию старых форм религиозной жизни римлян. Эта
цель ясно
высказывалась в самих эдиктах, устанавливавших го-
нение, была очевидна для язычников и христиан. Для такого
убежденного язычника, как Галерий, она должна была представ-
ляться вполне законной и даже благородной, и потому замаски-
ровывать ее какой-то фикцией о древних христианских учреж-
дениях было незачем. Такое понимание эдикта Галерия под-
тверждается документом
, на который А.А. Спасский обратил
внимание. Евсевий сохранил одну из грамот Максимина, в кото-
рой излагалось распоряжение Галерия к областным правителям
где говорилось о цели предшествующего гонения так: «…бо-
жественные владыки наши, богоподобные самодержцы (имеют-
ся в виду Диоклетиан и Максимиан. – Н.В.), давно уже постави-
ли направить мысли
всех людей на путь святой и праведной
жизни, дабы и те, кто живет не по обычаям римлян, воздавали
бессмертным богам подобающие им почести…»
193
. Значит, Мак-
симин не видел и не подозревал в эдикте Галерия никакого ис-
кусственного компромисса насчет древних учреждений христи-
анства, а он, конечно, понимал его согласно намерениям своего
старшего соправителя.
Из источников известно, что указ Галерия сразу после его
издания принес «счастье и благоденствие» христианам
194
. Одна-
ко историки, основываясь на тексте Миланского эдикта 313 г.,
допускали, что предшествующий эдикт имел и какие-то ограни-
чения, препятствовавшие свободе христианства. Видимо, эдикт
192
Бриллиантов А.И. Император КонстантинС. 118.
193
Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 9. Гл. 1. С. 297.
194
Там же. Кн. 9. Гл. 1. С. 397–399.
82
Галерия способствовал массовому движению в пользу христиан-
ства, и правительство сочло нужным обставить этот переход ус-
ловиями с тем, чтобы воспрепятствовать распространению хри-
стианства. Этим было вызвано издание нового документа, кото-
рый Болотов называл Миланским эдиктом Константина и Лики-
ния от 312 г., Бриллиантовнесохранившимся дополнительным
письмом Галерия к президам, допуская, что
Константин также
дал на него согласие
195
. В любом случае новый документ должен
был соответствовать взгляду Галерия на христианство как лишь
терпимое зло и прежде всего ограничивать его пропаганду. По
Миланскому эдикту 313 г. существовало «много различных ус-
ловий», «недобрых и немилосердных», значит, были и другие
ограничения
196
. Следовательно, по эдикту Галерия христианам
дано было право на существование, но оно было обставлено ус-
ловиями, которые должны были препятствовать распростране-
нию христианства и содействовать по возможности его сокра-
щению.
Таким образом, эдикт Галерия не отменил бесправное по-
ложение христианства и тем более был далек от провозглашения
полной религиозной свободы.
Чтобы совершить подобный акт,
требовалось преодолеть инерцию и традиции римского религи-
озно-государственного мышления, поставить свободу вероиспо-
ведания выше принципа государственного принуждения. Под-
няться до такого «революционного» для древнего мира понима-
ния религии смог Константин Великий в 313 г.
Подводя итоги первой главы, необходимо отметить, что
проблема отношений христианской церкви и римского
государ-
ства на протяжении I – начала IV вв. в освещении отечественной
историографии предстает как история их борьбы и решается в
рамках традиционной для церковно-исторической мысли кон-
цепции «истории гонений». Историки церкви практически еди-
нодушно высказываются по ряду ключевых вопросов: о причи-
нах и характере гонений на христиан в Римской империи, о
ве-
дущей роли религиозно-государственного фактора в противо-
195
Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 163; Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 120.
196
Там же. С. 125.
стианство в эдикте проводится чисто языческая. Национальная      Галерия способствовал массовому движению в пользу христиан-
религия должна бы быть обязательна и для христиан, и только      ства, и правительство сочло нужным обставить этот переход ус-
ввиду особого указанного обстоятельства делается для них ис-     ловиями с тем, чтобы воспрепятствовать распространению хри-
ключение»192.                                                    стианства. Этим было вызвано издание нового документа, кото-
      Подобная интерпретация эдикта, учитывающая особенно-       рый Болотов называл Миланским эдиктом Константина и Лики-
сти римского государственно-религиозного сознания, объясняет     ния от 312 г., Бриллиантов – несохранившимся дополнительным
его неясные места и органично включается в исторический кон-     письмом Галерия к президам, допуская, что Константин также
текст. Вся история гонений говорит о том, что они предприни-     дал на него согласие195. В любом случае новый документ должен
мались с целью принудить христиан к почитанию древних бо-        был соответствовать взгляду Галерия на христианство как лишь
гов, к признанию старых форм религиозной жизни римлян. Эта       терпимое зло и прежде всего ограничивать его пропаганду. По
цель ясно высказывалась в самих эдиктах, устанавливавших го-     Миланскому эдикту 313 г. существовало «много различных ус-
нение, была очевидна для язычников и христиан. Для такого        ловий», «недобрых и немилосердных», значит, были и другие
убежденного язычника, как Галерий, она должна была представ-     ограничения196. Следовательно, по эдикту Галерия христианам
ляться вполне законной и даже благородной, и потому замаски-     дано было право на существование, но оно было обставлено ус-
ровывать ее какой-то фикцией о древних христианских учреж-       ловиями, которые должны были препятствовать распростране-
дениях было незачем. Такое понимание эдикта Галерия под-         нию христианства и содействовать по возможности его сокра-
тверждается документом, на который А.А. Спасский обратил         щению.
внимание. Евсевий сохранил одну из грамот Максимина, в кото-           Таким образом, эдикт Галерия не отменил бесправное по-
рой излагалось распоряжение Галерия к областным правителям       ложение христианства и тем более был далек от провозглашения
где говорилось о цели предшествующего гонения так: «…бо-         полной религиозной свободы. Чтобы совершить подобный акт,
жественные владыки наши, богоподобные самодержцы (имеют-         требовалось преодолеть инерцию и традиции римского религи-
ся в виду Диоклетиан и Максимиан. – Н.В.), давно уже постави-    озно-государственного мышления, поставить свободу вероиспо-
ли направить мысли всех людей на путь святой и праведной         ведания выше принципа государственного принуждения. Под-
жизни, дабы и те, кто живет не по обычаям римлян, воздавали      няться до такого «революционного» для древнего мира понима-
бессмертным богам подобающие им почести…»193. Значит, Мак-       ния религии смог Константин Великий в 313 г.
симин не видел и не подозревал в эдикте Галерия никакого ис-           Подводя итоги первой главы, необходимо отметить, что
кусственного компромисса насчет древних учреждений христи-       проблема отношений христианской церкви и римского государ-
анства, а он, конечно, понимал его согласно намерениям своего    ства на протяжении I – начала IV вв. в освещении отечественной
старшего соправителя.                                            историографии предстает как история их борьбы и решается в
      Из источников известно, что указ Галерия сразу после его   рамках традиционной для церковно-исторической мысли кон-
издания принес «счастье и благоденствие» христианам194. Одна-    цепции «истории гонений». Историки церкви практически еди-
ко историки, основываясь на тексте Миланского эдикта 313 г.,     нодушно высказываются по ряду ключевых вопросов: о причи-
допускали, что предшествующий эдикт имел и какие-то ограни-      нах и характере гонений на христиан в Римской империи, о ве-
чения, препятствовавшие свободе христианства. Видимо, эдикт      дущей роли религиозно-государственного фактора в противо-
  192
      Бриллиантов А.И. Император Константин… С. 118.
  193                                                              195
      Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 9. Гл. 1. С. 297.                   Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 163; Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 120.
  194                                                              196
      Там же. Кн. 9. Гл. 1. С. 397–399.                                  Там же. С. 125.

                                   81                                                                    82