Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

85
Глава 2. СОЗДАНИЕ СОЮЗА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ И ЕГО ОЦЕНКИ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХНАЧАЛА ХХ В.
1. Обращение Константина Великого в христианство
Начало IV в. открывает собой новую эпоху в истории от-
ношений христианской церкви и государства в Римской импе-
рии. Реформы, начатые Диоклетианом,
не получили достойного
идеологического обрамления. Последние годы его правления
окончательно перевели религиозную проблему в политическую
плоскость, а эдикт Галерия 311 г. оставил открытым вопрос о
государственном статусе христианства. Константин Великий
явился именно тем историческим деятелем, который смог не
только усвоить, но и реализовать главные стремления времени.
Он первым из римских императоров понял
внутреннюю силу
христианства, примирил его с государством, при его помощи
восстановил и на нем основал единство империи. Что побудило
Константина Великого стать на сторону христианства? Гениаль-
ная ли проницательность опытного политика, усмотревшего
опору для государства там, где его предшественники видели
главную причину упадка государственной и общественной жиз-
ни, внутреннее ли
развитие его собственного духа или небесное
откровение в той или иной форметаковы первые и необходи-
мые вопросы, которые ставит перед историком эпоха Констан-
тина Великого.
Вопрос об обращении Константина Великого в христиан-
ство занимал особое место в историографии рассматриваемого
нами периода. Его можно назвать своеобразным индикатором
профессиональной позиции историка, поскольку
его решением
обусловливалась историческая концепция IV в. в связи с про-
блемой церковно-государственных отношений. Древняя и сред-
невековая церковная историография связывала обращение Кон-
стантина с рассказом Евсевия, записанным им якобы со слов са-
мого императора. Во время похода на Рим, предпринятого Кон-
стантином в борьбе с Максецием в 312 г., ему
было дано небес-
86
ное видение креста, воспринятое как знак Божественной помо-
щи. Император и его войско встали под знамя креста и победо-
носно завершили свое военное предприятие
1
. Чудесное обраще-
ние императора и его воинства явилось прологом обращения
всей языческой империи.
Для научной историографии объяснение религиозной «ре-
волюции» Константина как результата чуда представлялось не-
достаточным. Проблема осложнялась тем, что сообщения ранне-
христианских авторов о событиях похода Константина на Рим в
312 г. отличались несогласованностью и явными противоречия-
ми. Это
создавало возможность достаточно свободных интер-
претаций источников: от прямой апологии до полного отрица-
ния их достоверности и самого факта «крестного знамения».
В рамках протестантской школы европейской историогра-
фии к середине ХIХ в. была обоснована концепция, объяснявшая
обращение Константина в христианство политическими моти-
вами и обстоятельствами. Подвергая кардинальному пересмотру
все
церковное предание, протестантские авторы особенно ак-
тивно критиковали деятельность Константина Великого, с кото-
рой начинался «губительный» для церкви, по их мнению, союз с
государством. В течение долгого времени большое влияние на
научные мнения оказывали скептические суждения немецкого
историка Я. Буркхарда
2
. В его представлении Константин как
гениальный политик и «агрессивный эгоист» был принципиаль-
но «внерелигиозен». Он использовал церковную организацию
для создания единой империи, целенаправленно и жестоко из-
бавляясь от конкурентов. Развенчание образа Равноапостольного
Константина основывалось Буркхардом на низвержении автори-
тета его историкаЕвсевия Кесарийского, которому было кате-
горически отказано в исторической
достоверности
3
. Буркхарда
справедливо считают одним из основоположников «гиперкрити-
1
Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса Константина. М., 1998.
Кн. I. Гл. 26–31.
2
Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003. Первое издание на не-
мецком языке – 1853 г.
3
Там же. С. 253–255; 284–286.
Глава 2. СОЗДАНИЕ СОЮЗА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА                    ное видение креста, воспринятое как знак Божественной помо-
   ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ И ЕГО ОЦЕНКИ                         щи. Император и его войско встали под знамя креста и победо-
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ                         носно завершили свое военное предприятие1. Чудесное обраще-
      ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ – НАЧАЛА ХХ В.                        ние императора и его воинства явилось прологом обращения
                                                                всей языческой империи.
    1. Обращение Константина Великого в христианство                  Для научной историографии объяснение религиозной «ре-
                                                                волюции» Константина как результата чуда представлялось не-
      Начало IV в. открывает собой новую эпоху в истории от-    достаточным. Проблема осложнялась тем, что сообщения ранне-
ношений христианской церкви и государства в Римской импе-       христианских авторов о событиях похода Константина на Рим в
рии. Реформы, начатые Диоклетианом, не получили достойного      312 г. отличались несогласованностью и явными противоречия-
идеологического обрамления. Последние годы его правления        ми. Это создавало возможность достаточно свободных интер-
окончательно перевели религиозную проблему в политическую       претаций источников: от прямой апологии до полного отрица-
плоскость, а эдикт Галерия 311 г. оставил открытым вопрос о     ния их достоверности и самого факта «крестного знамения».
государственном статусе христианства. Константин Великий              В рамках протестантской школы европейской историогра-
явился именно тем историческим деятелем, который смог не        фии к середине ХIХ в. была обоснована концепция, объяснявшая
только усвоить, но и реализовать главные стремления времени.    обращение Константина в христианство политическими моти-
Он первым из римских императоров понял внутреннюю силу          вами и обстоятельствами. Подвергая кардинальному пересмотру
христианства, примирил его с государством, при его помощи       все церковное предание, протестантские авторы особенно ак-
восстановил и на нем основал единство империи. Что побудило     тивно критиковали деятельность Константина Великого, с кото-
Константина Великого стать на сторону христианства? Гениаль-    рой начинался «губительный» для церкви, по их мнению, союз с
ная ли проницательность опытного политика, усмотревшего         государством. В течение долгого времени большое влияние на
опору для государства там, где его предшественники видели       научные мнения оказывали скептические суждения немецкого
главную причину упадка государственной и общественной жиз-      историка Я. Буркхарда2. В его представлении Константин как
ни, внутреннее ли развитие его собственного духа или небесное   гениальный политик и «агрессивный эгоист» был принципиаль-
откровение в той или иной форме – таковы первые и необходи-     но «внерелигиозен». Он использовал церковную организацию
мые вопросы, которые ставит перед историком эпоха Констан-      для создания единой империи, целенаправленно и жестоко из-
тина Великого.                                                  бавляясь от конкурентов. Развенчание образа Равноапостольного
      Вопрос об обращении Константина Великого в христиан-      Константина основывалось Буркхардом на низвержении автори-
ство занимал особое место в историографии рассматриваемого      тета его историка – Евсевия Кесарийского, которому было кате-
нами периода. Его можно назвать своеобразным индикатором        горически отказано в исторической достоверности3. Буркхарда
профессиональной позиции историка, поскольку его решением       справедливо считают одним из основоположников «гиперкрити-
обусловливалась историческая концепция IV в. в связи с про-
блемой церковно-государственных отношений. Древняя и сред-
невековая церковная историография связывала обращение Кон-         1
                                                                      Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса Константина. М., 1998.
стантина с рассказом Евсевия, записанным им якобы со слов са-   Кн. I. Гл. 26–31.
                                                                    2
мого императора. Во время похода на Рим, предпринятого Кон-           Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003. Первое издание на не-
                                                                мецком языке – 1853 г.
стантином в борьбе с Максецием в 312 г., ему было дано небес-       3
                                                                      Там же. С. 253–255; 284–286.

                             85                                                                     86