Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

87
ческого» направления в историографии эпохи Константина Ве-
ликого
4
.
Но далеко не вся протестантская наука была подвержена
«гиперкритицизму». Гораздо более выдержанную рациональную
оценку мотивам обращения Константина в христианство давал
другой авторитетный представитель этого направления
А. Гарнак. В работах «Проповедь и распространение христиан-
ства в первые три века», изданной в 90-х гг. ХIХ в.
5
, и «Церковь
и государство вплоть до установления государственной церкви»,
на русском языке опубликованной в начале ХХ в., он оценивал
Константина как проницательного и сильного политика, имев-
шего «внутреннее влечение к религиозным переживаниям», раз-
глядевшего те преимущества, которые мог дать государству со-
юз с церковью как носительницей «универсально-религиозного
самосознания»
6
.
Приведенные научные воззрения следует признать наибо-
лее характерными для западноевропейской историографии ру-
бежа ХIХХХ вв. В диапазоне, ими определяемом, формирова-
лись мнения других протестантских историков. Для католиче-
ских авторов также был свойственен определенный рациона-
лизм, но вполне умеренный. Характерен взгляд тюбингенгского
профессора Ф.Х. Функа, который ставил под
сомнение сверхъ-
естественное происхождение видения Константина, но призна-
вал оказанное им субъективное влияние на совершившийся в
душе Константина религиозный переворот
7
.
4
Рудоквас А.Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени
императора Константина Великого. С. 8 // http: // www. Bible Studes / Русские
страницы / История Церкви / Публикации центра Антиковедения СПбГУ. Се-
тевой издательский проект «ARISTEAS».
5
См.: Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых
походов (до 1081 г.). СПб., 2000. С. 96–97.
6
Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государствен-
ной церкви // Раннее христианство. М., 2001. Т. 1. С. 340.
7
Funk F.X. Constantin der Grosser // Kirchengeschichtliche Abhandlungen u.
Untersuchungen. Bd. II. Paderborn, 1899. См. сноски у Лебедева: Константин
Великий, первый христианский император // Христианское чтение. СПб., 1912.
7. С. 822–823.
88
Одна из особенностей российской церковной историогра-
фии, обусловленная ее конфессиональной принадлежностью,
состояла в особом отношении к древним церковным источни-
кам. То, что с легкостью, и даже настойчивостью отвергал про-
тестант, что подвергал критике и сомнению светский историк, в
глазах представителя церковной историографии обладало авто-
ритетом Предания. Поэтому первое время историки церкви
даже
не поднимали вопроса о достоверности сообщений раннехри-
стианских авторов. В частности, признавая несомненным факт
чудесного видения, ознаменовавшего обращение Константина,
они пытались логически, исторически, психологически разъяс-
нить противоречия источников. Как следствие, обстоятельства
«религиозного переворота» Константина в первых научных цер-
ковно-исторических трудах излагались по приблизительно сход-
ной схеме, с опорой
на сочинения Лактация и Евсевия
8
без ка-
ких-либо попыток их анализа и критики. В качестве благоприят-
ной почвы «обращения Константина» указывалось на обстоя-
тельства его детства и юности, религиозную атмосферу Римской
империи начала IV в. Подчеркивалось значение внешнеполити-
ческого фактора, окончательно подтолкнувшего Константина к
христианству. Согласно традиционной церковно-исторической
версии, накануне решающего сражения Константин уже
был
близок христианству и ожидал помощи христианского Бога.
«Знамение Креста» и последовавшая за ним победа, обусловлен-
ные благодетельными намерениями и молитвой Константина,
рассматривались как действие Промысла Божия
9
.
Вторым событием, окончательно утвердившим победу
христианства над язычеством в Римской империи, со ссылкой на
древних авторов, считалась победа Константина в войне с Лици-
нием в 323 г. Достаточный довод виделся в том, что оба эти со-
8
Лактанций. О смертях преследователей. СПб., 1998; Евсевий Памфил.
Церковная история. М., 2001; Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса
Константина. М., 1998.
9
Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение церкви в первые три века христи-
анства // Христианское чтение. СПб., 1859. Ч. II. С. 348–352; Лашкарев П. От-
ношение римского государства к религииС. 49–60; Курганов Ф.А. Отноше-
ния между церковной и гражданской властьюС. 10–13; Терновский Ф.А.
Грековосточная церковьС. 5–11.
ческого» направления в историографии эпохи Константина Ве-                             Одна из особенностей российской церковной историогра-
ликого4.                                                                         фии, обусловленная ее конфессиональной принадлежностью,
      Но далеко не вся протестантская наука была подвержена                      состояла в особом отношении к древним церковным источни-
«гиперкритицизму». Гораздо более выдержанную рациональную                        кам. То, что с легкостью, и даже настойчивостью отвергал про-
оценку мотивам обращения Константина в христианство давал                        тестант, что подвергал критике и сомнению светский историк, в
другой авторитетный представитель этого направления –                            глазах представителя церковной историографии обладало авто-
А. Гарнак. В работах «Проповедь и распространение христиан-                      ритетом Предания. Поэтому первое время историки церкви даже
ства в первые три века», изданной в 90-х гг. ХIХ в.5, и «Церковь                 не поднимали вопроса о достоверности сообщений раннехри-
и государство вплоть до установления государственной церкви»,                    стианских авторов. В частности, признавая несомненным факт
на русском языке опубликованной в начале ХХ в., он оценивал                      чудесного видения, ознаменовавшего обращение Константина,
Константина как проницательного и сильного политика, имев-                       они пытались логически, исторически, психологически разъяс-
шего «внутреннее влечение к религиозным переживаниям», раз-                      нить противоречия источников. Как следствие, обстоятельства
глядевшего те преимущества, которые мог дать государству со-                     «религиозного переворота» Константина в первых научных цер-
юз с церковью как носительницей «универсально-религиозного                       ковно-исторических трудах излагались по приблизительно сход-
самосознания»6.                                                                  ной схеме, с опорой на сочинения Лактация и Евсевия8 без ка-
      Приведенные научные воззрения следует признать наибо-                      ких-либо попыток их анализа и критики. В качестве благоприят-
лее характерными для западноевропейской историографии ру-                        ной почвы «обращения Константина» указывалось на обстоя-
бежа ХIХ–ХХ вв. В диапазоне, ими определяемом, формирова-                        тельства его детства и юности, религиозную атмосферу Римской
лись мнения других протестантских историков. Для католиче-                       империи начала IV в. Подчеркивалось значение внешнеполити-
ских авторов также был свойственен определенный рациона-                         ческого фактора, окончательно подтолкнувшего Константина к
лизм, но вполне умеренный. Характерен взгляд тюбингенгского                      христианству. Согласно традиционной церковно-исторической
профессора Ф.Х. Функа, который ставил под сомнение сверхъ-                       версии, накануне решающего сражения Константин уже был
естественное происхождение видения Константина, но призна-                       близок христианству и ожидал помощи христианского Бога.
вал оказанное им субъективное влияние на совершившийся в                         «Знамение Креста» и последовавшая за ним победа, обусловлен-
душе Константина религиозный переворот7.                                         ные благодетельными намерениями и молитвой Константина,
                                                                                 рассматривались как действие Промысла Божия9.
                                                                                       Вторым событием, окончательно утвердившим победу
   4                                                                             христианства над язычеством в Римской империи, со ссылкой на
     Рудоквас А.Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени
императора Константина Великого. С. 8 // http: // www. Bible Studes / Русские    древних авторов, считалась победа Константина в войне с Лици-
страницы / История Церкви / Публикации центра Антиковедения СПбГУ. Се-           нием в 323 г. Достаточный довод виделся в том, что оба эти со-
тевой издательский проект «ARISTEAS».
   5                                                                                8
     См.: Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых              Лактанций. О смертях преследователей. СПб., 1998; Евсевий Памфил.
походов (до 1081 г.). СПб., 2000. С. 96–97.                                      Церковная история. М., 2001; Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса
   6
     Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государствен-        Константина. М., 1998.
                                                                                    9
ной церкви // Раннее христианство. М., 2001. Т. 1. С. 340.                            Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение церкви в первые три века христи-
   7
     Funk F.X. Constantin der Grosser // Kirchengeschichtliche Abhandlungen u.   анства // Христианское чтение. СПб., 1859. Ч. II. С. 348–352; Лашкарев П. От-
Untersuchungen. Bd. II. Paderborn, 1899. См. сноски у Лебедева: Константин       ношение римского государства к религии… С. 49–60; Курганов Ф.А. Отноше-
Великий, первый христианский император // Христианское чтение. СПб., 1912.       ния между церковной и гражданской властью… С. 10–13; Терновский Ф.А.
№ 7. С. 822–823.                                                                 Грековосточная церковь… С. 5–11.

                                     87                                                                               88