ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
83
стояния церкви и языческого государства, об историко-церков-
ном и провиденциальном значении эпохи гонений, христианско-
го мученичества и апологетики.
В рамках общих положений концепции формируется ав-
торское видение отдельных сюжетов истории гонений. Этот
процесс особенно отчетливо фиксируется на протяжении второй
половины ХIХ в. и во многом отражает формирование научного
облика
церковной историографии. Так, работа А.Ф. и А.С. Тер-
новских носит практически реферативный характер. И.В. Чель-
цов строит свои лекции на основе первоисточников, но макси-
мально «дистанцируется» от излагаемого материала, почти не
подвергая его анализу и полностью полагаясь на авторитет цер-
ковно-исторической традиции.
В работах историков конца
ХIХ в., при общем христиан-
ском мировоззрении и позитивистских методологических уста-
новках, автор виден «во весь рост». Определяя этапы и истори-
ческие закономерности эпохи гонений, А.П. Лебедев применяет
схему гегелевской философии истории, на уровне метода ис-
пользует историческую критику источников и историографиче-
ский анализ зарубежной литературы. В.В. Болотов
наряду с
внешней критикой источников занимается их текстологическим
и лингвистическим анализом, проводит отдельные этимологиче-
ские, хронологические разыскания. Главный акцент он ставит на
мученическом служении раннехристианской церкви, отсюда
пристальное внимание уделяется изучению мученических актов
и характеристике внутреннего положения христианской церкви.
Вместе с тем получает обоснование государственно-юридичес-
кий характер гонений.
А.
А Спасский сосредоточил исследование на внешних ас-
пектах истории церкви, полагая, что именно здесь кроется объ-
яснение исторического содержания первых веков христианства.
Он широко использует приемы сравнительно-исторического
анализа, контекстуальный и религиозно-психологический под-
ход. В результате пересматриваются некоторые «стереотипы»
церковной историографии, одновременно уточняются отдельные
ее положения. Самые важные касаются определения
религиозно-
правового статуса христианской церкви в Римской империи как
84
«ecclesia pressa» вне зависимости от частных распоряжений рим-
ских императоров, характеристики законодательства Антонинов
как государственно-охранительного, выделения периода второй
половины III – начала IV в. как гонений «в собственном и стро-
гом смысле слова».
Взгляды П. Лашкарева и Ю.А. Кулаковкого на историю
гонений противоречили церковно-исторической концепции и
основанном на ней решении проблемы отношений
христианской
церкви и римского государства. Вместе с тем они определенным
образом ее подтверждают. Во-первых, оба автора не отрицали
существования гонений на христиан в Римской империи, огра-
ничив их хронологические рамки второй половиной III – нача-
лом IV в. Во-вторых, научная полемика ясно показала силу и ос-
новательность аргументации представителей церковно-истори-
ческой
науки.
В целом развитие и обоснование церковно-исторической
концепции истории гонений в ее авторских «инвариантах» в
отечественной историографии второй половины ХIХ – начала
ХХ в. позволило установить причины противостояния христиан-
ской церкви и римского языческого государства, показать изме-
нения в положении христианской церкви в Римской империи на
протяжении I – начала IV вв.,
определить итоги борьбы внут-
реннего религиозного убеждения с государственным принужде-
нием.
стояния церкви и языческого государства, об историко-церков- «ecclesia pressa» вне зависимости от частных распоряжений рим- ном и провиденциальном значении эпохи гонений, христианско- ских императоров, характеристики законодательства Антонинов го мученичества и апологетики. как государственно-охранительного, выделения периода второй В рамках общих положений концепции формируется ав- половины III – начала IV в. как гонений «в собственном и стро- торское видение отдельных сюжетов истории гонений. Этот гом смысле слова». процесс особенно отчетливо фиксируется на протяжении второй Взгляды П. Лашкарева и Ю.А. Кулаковкого на историю половины ХIХ в. и во многом отражает формирование научного гонений противоречили церковно-исторической концепции и облика церковной историографии. Так, работа А.Ф. и А.С. Тер- основанном на ней решении проблемы отношений христианской новских носит практически реферативный характер. И.В. Чель- церкви и римского государства. Вместе с тем они определенным цов строит свои лекции на основе первоисточников, но макси- образом ее подтверждают. Во-первых, оба автора не отрицали мально «дистанцируется» от излагаемого материала, почти не существования гонений на христиан в Римской империи, огра- подвергая его анализу и полностью полагаясь на авторитет цер- ничив их хронологические рамки второй половиной III – нача- ковно-исторической традиции. лом IV в. Во-вторых, научная полемика ясно показала силу и ос- В работах историков конца ХIХ в., при общем христиан- новательность аргументации представителей церковно-истори- ском мировоззрении и позитивистских методологических уста- ческой науки. новках, автор виден «во весь рост». Определяя этапы и истори- В целом развитие и обоснование церковно-исторической ческие закономерности эпохи гонений, А.П. Лебедев применяет концепции истории гонений в ее авторских «инвариантах» в схему гегелевской философии истории, на уровне метода ис- отечественной историографии второй половины ХIХ – начала пользует историческую критику источников и историографиче- ХХ в. позволило установить причины противостояния христиан- ский анализ зарубежной литературы. В.В. Болотов наряду с ской церкви и римского языческого государства, показать изме- внешней критикой источников занимается их текстологическим нения в положении христианской церкви в Римской империи на и лингвистическим анализом, проводит отдельные этимологиче- протяжении I – начала IV вв., определить итоги борьбы внут- ские, хронологические разыскания. Главный акцент он ставит на реннего религиозного убеждения с государственным принужде- мученическом служении раннехристианской церкви, отсюда нием. пристальное внимание уделяется изучению мученических актов и характеристике внутреннего положения христианской церкви. Вместе с тем получает обоснование государственно-юридичес- кий характер гонений. А.А Спасский сосредоточил исследование на внешних ас- пектах истории церкви, полагая, что именно здесь кроется объ- яснение исторического содержания первых веков христианства. Он широко использует приемы сравнительно-исторического анализа, контекстуальный и религиозно-психологический под- ход. В результате пересматриваются некоторые «стереотипы» церковной историографии, одновременно уточняются отдельные ее положения. Самые важные касаются определения религиозно- правового статуса христианской церкви в Римской империи как 83 84
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »