Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

79
ство исчерпало свои силы в борьбе и осознало свою несостоя-
тельность. Результатом гонения стало предоставление христиан-
ству прав дозволенной законом религии.
Церковные историки вслед за Лактанцием и Евсевием упо-
минали, что поводом к изданию указа в пользу христиан была
страшная болезнь Галерия, в которой он увидел божественную
кару
183
. Такое объяснение удовлетворяло провиденциальному
взгляду на ход гонений, но не отменяло научно-исторического
обоснования, которое базировалось на обозначенных выше ито-
гах эпохи «великих гонений». Главной причиной, заставившей
римское государство пересмотреть свое отношение к христиан-
ству, стало создание общественных предпосылок для его закон-
ного существования в империи
184
.
Оценки церковно-исторического значения эдикта Галерия
со временем претерпевали существенные изменения. В первых
церковно-исторических трудах оно в самом общем виде связы-
валось с завершением эпохи гонений, когда римское правитель-
ство вынуждено было признать бесполезность борьбы с христи-
анством и примириться с ним как с «неизбежным злом»
185
.
В работах историков рубежа ХIХХХ в. текст эдикта Га-
лерия от 30 апреля 311 г. в двух его редакцияхлатинской Лак-
танция и греческой Евсевия
186
подвергся тщательному лин-
гвистическому и историко-критическому анализу. Признавалось
бесспорным, что указ Галерия объявляет христианство «religio
licita» – дозволенной религией. Но обоснование этого акта, ус-
ловия и «рамки» полученной христианами «дозволенности» по-
лучали различное толкование.
183
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 16,17. С. 388–389; Лак-
танций. О смертях Кн. ХХХIII. С. 208–210; См., например: Чельцов И.В.
Внешнее положениеС. 341; Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 160–161; Спас-
ский АА. Указ. соч. С. 253; Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 104.
184
Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 160–161; Спасский А.А. Указ. соч. С. 253;
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 264–265.
185
Чельцов И.В. Указ. соч. С. 341–342. Ср.: Лашкарев П. Отношение римско-
го государстваС. 44.
186
Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 8. Гл. 17; Лактанций. Указ. соч.
Кн. ХХХIII. С. 210.
80
В.В. Болотов называл текст эдикта «образцом двусмыс-
ленности»
187
. Христианам было позволено строить молитвенные
дома и следовать их религии при условии, «если они снова сде-
лаются христианами» («пусть они остаются христианами» – в
разных переводах)
188
. Эта фраза, служившая формальным обос-
нованием законности христианства с позиций римского права в
силу его давности, стала главным «камнем преткновения» для
исследователей. Большинство историков интерпретировали ее
как предписание держаться древних христианских правил и уч-
реждений. В.В. Болотов считал, что Галерий «пускает в ход
фикцию», будто гонение вызвано крайним развитием
сектантст-
ва в среде самого христианства, и хочет показать, что государст-
во ничего не имело против христианства в его первооснове для
благовидного обоснования введения христианства в разряд доз-
воленных религий
189
. Эту точку зрения разделяли А.П. Лебедев,
Б.М. Мелиоранский, М.Э. Поснов
190
.
А.А. Спасский предложил иной вариант трактовки эдикта.
Целью гонения, согласно тексту эдикта, являлось восстановле-
ние древних законов, но не христиан, а римлян. В суждении рев-
ностного язычника христианство, которое не имело историче-
ской давности и жило за счет прозелитизма, представляло от-
ступничество от древних порядков и образа жизни предков.
От-
сюда общий смысл эдикта, по Спасскому, раскрывается следую-
щим образом. Благое намерение правительства вернуть христиан
к древнему строю жизни столкнулось с ожесточенным упорст-
вом и привело к тому, что люди не хотели поклоняться древним
богам и перестали почитать христианского Бога. Юридическая
формула «Пусть опять будут христиане» – признание бессилия
правительства вернуть
христиан к обычаям предков и дозволе-
ние их религии
191
. Подобного же мнения о содержании эдикта Га-
лерия придерживался А.И. Бриллинтов: «Точка зрения на хри-
187
Болотов В.В. Указ. соч. С. 162.
188
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 17. С. 391.
189
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 162.
190
Ср.: Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 266–267; Мелиоранский Б.М. Из
лекций по историиС. 82; Поснов М.Э. История христианской церквиС. 104.
191
Спасский А.А. ЛекцииС. 256.
ство исчерпало свои силы в борьбе и осознало свою несостоя-                               В.В. Болотов называл текст эдикта «образцом двусмыс-
тельность. Результатом гонения стало предоставление христиан-                       ленности»187. Христианам было позволено строить молитвенные
ству прав дозволенной законом религии.                                              дома и следовать их религии при условии, «если они снова сде-
       Церковные историки вслед за Лактанцием и Евсевием упо-                       лаются христианами» («пусть они остаются христианами» – в
минали, что поводом к изданию указа в пользу христиан была                          разных переводах)188. Эта фраза, служившая формальным обос-
страшная болезнь Галерия, в которой он увидел божественную                          нованием законности христианства с позиций римского права в
кару183. Такое объяснение удовлетворяло провиденциальному                           силу его давности, стала главным «камнем преткновения» для
взгляду на ход гонений, но не отменяло научно-исторического                         исследователей. Большинство историков интерпретировали ее
обоснования, которое базировалось на обозначенных выше ито-                         как предписание держаться древних христианских правил и уч-
гах эпохи «великих гонений». Главной причиной, заставившей                          реждений. В.В. Болотов считал, что Галерий «пускает в ход
римское государство пересмотреть свое отношение к христиан-                         фикцию», будто гонение вызвано крайним развитием сектантст-
ству, стало создание общественных предпосылок для его закон-                        ва в среде самого христианства, и хочет показать, что государст-
ного существования в империи184.                                                    во ничего не имело против христианства в его первооснове для
       Оценки церковно-исторического значения эдикта Галерия                        благовидного обоснования введения христианства в разряд доз-
со временем претерпевали существенные изменения. В первых                           воленных религий189. Эту точку зрения разделяли А.П. Лебедев,
церковно-исторических трудах оно в самом общем виде связы-                          Б.М. Мелиоранский, М.Э. Поснов190.
валось с завершением эпохи гонений, когда римское правитель-                              А.А. Спасский предложил иной вариант трактовки эдикта.
ство вынуждено было признать бесполезность борьбы с христи-                         Целью гонения, согласно тексту эдикта, являлось восстановле-
анством и примириться с ним как с «неизбежным злом»185.                             ние древних законов, но не христиан, а римлян. В суждении рев-
       В работах историков рубежа ХIХ–ХХ в. текст эдикта Га-                        ностного язычника христианство, которое не имело историче-
лерия от 30 апреля 311 г. в двух его редакциях – латинской Лак-                     ской давности и жило за счет прозелитизма, представляло от-
танция и греческой Евсевия186 – подвергся тщательному лин-                          ступничество от древних порядков и образа жизни предков. От-
гвистическому и историко-критическому анализу. Признавалось                         сюда общий смысл эдикта, по Спасскому, раскрывается следую-
бесспорным, что указ Галерия объявляет христианство «religio                        щим образом. Благое намерение правительства вернуть христиан
licita» – дозволенной религией. Но обоснование этого акта, ус-                      к древнему строю жизни столкнулось с ожесточенным упорст-
ловия и «рамки» полученной христианами «дозволенности» по-                          вом и привело к тому, что люди не хотели поклоняться древним
лучали различное толкование.                                                        богам и перестали почитать христианского Бога. Юридическая
                                                                                    формула «Пусть опять будут христиане» – признание бессилия
                                                                                    правительства вернуть христиан к обычаям предков и дозволе-
   183
        Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 16,17. С. 388–389; Лак-       ние их религии191. Подобного же мнения о содержании эдикта Га-
танций. О смертях… Кн. ХХХIII. С. 208–210; См., например: Чельцов И.В.              лерия придерживался А.И. Бриллинтов: «Точка зрения на хри-
Внешнее положение… С. 341; Болотов В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 160–161; Спас-
ский АА. Указ. соч. С. 253; Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 104.
    184                                                                                187
        Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 160–161; Спасский А.А. Указ. соч. С. 253;          Болотов В.В. Указ. соч. С. 162.
                                                                                       188
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 264–265.                                                        Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 17. С. 391.
    185                                                                                189
        Чельцов И.В. Указ. соч. С. 341–342. Ср.: Лашкарев П. Отношение римско-             Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 162.
                                                                                       190
го государства… С. 44.                                                                     Ср.: Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 266–267; Мелиоранский Б.М. Из
    186
         Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. 8. Гл. 17; Лактанций. Указ. соч.            лекций по истории… С. 82; Поснов М.Э. История христианской церкви… С. 104.
                                                                                       191
Кн. ХХХIII. С. 210.                                                                        Спасский А.А. Лекции… С. 256.

                                       79                                                                              80