Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

75
тианав совершенном подавлении христианства, искоренении
самого имени христианского. Еще ни одно гонение не ставило
столь радикальной цели и не отличалось такой беспощадной су-
ровостью и жестокостью. К христианам были применены все
средства внешнего принуждения, какими только располагало
государство
167
.
Вместе с тем было очевидно, что адекватное исполнение
государственного распоряжения определялось многочисленны-
ми факторами «местного» значения. Частное приложение распо-
ряжений центрального правительства зависело от отдельных
чиновников, а среди них находились люди, отличавшиеся гу-
манным отношением к христианам. Поэтому повсеместное и
поголовное по эдикту гонение не было одинаково интенсивным
и продолжительным
в разных регионах империи. В конце ХIХ в.
историки скорректировали представление о гонении Диоклетиа-
на как сплошной «адской бойне». Сам Евсевий, непосредствен-
ный и потому ценный свидетель гонения, в повествовании «О
Палестинских мучениках» невольно подтверждал, что мучени-
ков и исповедников в его церкви было немного. В течение вось-
ми лет
здесь насчитывалось 80 мучеников, считая и тех, которые
своим поведением сами призывали на себя кару
168
.
Наиболее последовательно и жестоко осуществлялось го-
нение в восточных провинциях, находившихся во власти Гале-
рия, ставшего с мая 305 г. августом Востока. К этому времени и
региону относятся все наиболее выдающиеся факты мучениче-
ства, описанные Евсевием и мученическими актами с именем
Диоклетиана. Но Галерий, по замечанию Спасского, был плохим
правителем, не
мог контролировать ситуацию на местах, что от-
нимало смысл у гонения как государственного мероприятия. В
итоге оно обратилось в бессмысленное изуверство, опротивев-
шее всем. Не подогреваемое новыми мерами сверху, гонение
угасло само собой в областях Галерия по крайней мере за год до
издания им толерантного указа в пользу христиан
169
.
167
Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 156; Спасский А.А. Указ. соч. С. 236; Ле-
бедев А.П. Указ. соч. С. 196.
168
Болотов В.В. Указ. соч. С. 153; Спасский А.А. Указ. соч. С. 235.
169
Там же. С. 248–249.
76
Второй правитель Востока, Максимин, как ревностный
язычник проявил большую целеустремленность в преследовании
христиан. Он издал дополнительный закон (весной 306 г.), при-
нуждавший всех жителей к принесению жертв
170
. По мнению
Спасского, этот факт показывает, что Максимин потерял надеж-
ду на содействие своих языческих подданных
171
.
Дело было поставлено строго официально, и на террито-
рии, подвластной Максимину, открылись сцены гонений, отме-
ченные особенно изысканными издевательствами. Евсевий и
Лактанций называли это гонение жесточайшим и величайшим из
всех
172
. Прекратилось оно только к 312 г. Историки указывали на
два повода: общий ропот населения на совершавшееся крово-
пролитие
173
и давление политических обстоятельств в лице за-
падных государей
174
, которые могут быть признаны одинаково
вероятными.
Тем временем на западе положение христиан было гораздо
легче. По мнению В.В. Болотова, в Италии, Африке, Испании,
где правителем был Максимиан, гонение ограничилось чисткой
армии и госаппарата, а на местах проявилось в уничтожении
священных книг и опечатывании храмов
175
. А.П. Лебедев ссылал-
ся на мученические акты и, напротив, считал Максимиана жес-
токим гонителем, приказавшим проконсулам провинций, «чтобы
они были готовы на все случаи упорства христиан»
176
. Но уже в
306 г. сын МаксимианаМаксенций последовал политике стар-
шего западного правителя и оставил христиан в покое
177
.
Западный кесарь Констанций Хлор в своих владениях
Галлии и Британиипостарался смягчить действие эдикта. По
Лактанцию, он ограничился лишь тем, что разрушил несколько
170
Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 195.
171
Спасский А.А. ЛекцииС. 250.
172
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 14. С. 385–387; Лактан-
ций. О смертяхКн. VIII. Гл. 1–5. С. 138–140.
173
Спасский А.А. Указ. соч. С. 251.
174
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 152
175
Там же. С. 150–151.
176
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 178.
177
Спасский А.А. Указ. соч. С. 246.
тиана – в совершенном подавлении христианства, искоренении                               Второй правитель Востока, Максимин, как ревностный
самого имени христианского. Еще ни одно гонение не ставило                         язычник проявил большую целеустремленность в преследовании
столь радикальной цели и не отличалось такой беспощадной су-                       христиан. Он издал дополнительный закон (весной 306 г.), при-
ровостью и жестокостью. К христианам были применены все                            нуждавший всех жителей к принесению жертв170. По мнению
средства внешнего принуждения, какими только располагало                           Спасского, этот факт показывает, что Максимин потерял надеж-
государство167.                                                                    ду на содействие своих языческих подданных171.
      Вместе с тем было очевидно, что адекватное исполнение                              Дело было поставлено строго официально, и на террито-
государственного распоряжения определялось многочисленны-                          рии, подвластной Максимину, открылись сцены гонений, отме-
ми факторами «местного» значения. Частное приложение распо-                        ченные особенно изысканными издевательствами. Евсевий и
ряжений центрального правительства зависело от отдельных                           Лактанций называли это гонение жесточайшим и величайшим из
чиновников, а среди них находились люди, отличавшиеся гу-                          всех172. Прекратилось оно только к 312 г. Историки указывали на
манным отношением к христианам. Поэтому повсеместное и                             два повода: общий ропот населения на совершавшееся крово-
поголовное по эдикту гонение не было одинаково интенсивным                         пролитие173 и давление политических обстоятельств в лице за-
и продолжительным в разных регионах империи. В конце ХIХ в.                        падных государей174, которые могут быть признаны одинаково
историки скорректировали представление о гонении Диоклетиа-                        вероятными.
на как сплошной «адской бойне». Сам Евсевий, непосредствен-                              Тем временем на западе положение христиан было гораздо
ный и потому ценный свидетель гонения, в повествовании «О                          легче. По мнению В.В. Болотова, в Италии, Африке, Испании,
Палестинских мучениках» невольно подтверждал, что мучени-                          где правителем был Максимиан, гонение ограничилось чисткой
ков и исповедников в его церкви было немного. В течение вось-                      армии и госаппарата, а на местах проявилось в уничтожении
ми лет здесь насчитывалось 80 мучеников, считая и тех, которые                     священных книг и опечатывании храмов175. А.П. Лебедев ссылал-
своим поведением сами призывали на себя кару168.                                   ся на мученические акты и, напротив, считал Максимиана жес-
      Наиболее последовательно и жестоко осуществлялось го-                        токим гонителем, приказавшим проконсулам провинций, «чтобы
нение в восточных провинциях, находившихся во власти Гале-                         они были готовы на все случаи упорства христиан»176. Но уже в
рия, ставшего с мая 305 г. августом Востока. К этому времени и                     306 г. сын Максимиана – Максенций последовал политике стар-
региону относятся все наиболее выдающиеся факты мучениче-                          шего западного правителя и оставил христиан в покое177.
ства, описанные Евсевием и мученическими актами с именем                                 Западный кесарь Констанций Хлор в своих владениях –
Диоклетиана. Но Галерий, по замечанию Спасского, был плохим                        Галлии и Британии – постарался смягчить действие эдикта. По
правителем, не мог контролировать ситуацию на местах, что от-                      Лактанцию, он ограничился лишь тем, что разрушил несколько
нимало смысл у гонения как государственного мероприятия. В
итоге оно обратилось в бессмысленное изуверство, опротивев-
                                                                                      170
шее всем. Не подогреваемое новыми мерами сверху, гонение                              171
                                                                                          Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 195.
угасло само собой в областях Галерия по крайней мере за год до                            Спасский А.А. Лекции… С. 250.
                                                                                      172
                                                                                          Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 8. Гл. 14. С. 385–387; Лактан-
издания им толерантного указа в пользу христиан169.                                ций. О смертях… Кн. VIII. Гл. 1–5. С. 138–140.
                                                                                      173
                                                                                          Спасский А.А. Указ. соч. С. 251.
   167                                                                                174
       Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 156; Спасский А.А. Указ. соч. С. 236; Ле-          Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 152
                                                                                      175
бедев А.П. Указ. соч. С. 196.                                                             Там же. С. 150–151.
   168                                                                                176
       Болотов В.В. Указ. соч. С. 153; Спасский А.А. Указ. соч. С. 235.                   Лебедев А.П. Указ. соч. С. 178.
   169                                                                                177
       Там же. С. 248–249.                                                                Спасский А.А. Указ. соч. С. 246.

                                      75                                                                               76