ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
93
людьми, преданными правительству, помня о перенесенных ими
гонениях; во-вторых, христианская церковь к этому времени еще
не выступала готовой, организованной силой, которой можно
было воспользоваться в политических планах; в-третьих, поли-
тический расчет мог быть оправдан только при значительном
проценте христиан в отношении языческого населения империи,
а статистические подсчеты определяли численность
христиан к
началу IV в. не более 1/10 всего населения империи
20
. Все эти
доводы, по мнению Болотова, подтверждали, что политический
расчет не мог руководить Константином. Встав на сторону хри-
стианства, он «имел кроме политических расчетов другие… что-
бы решиться на такую меру, нужны были не одни политические
рассуждения, но и вера и убеждение, что христианство – истин-
ная религия»
21
.
Не отказывая Константину в личном пристрастии к хри-
стианству, главным основанием его религиозной политики Бо-
лотов считал интересы государственной стабильности. Он за-
острил внимание на аспекте, часто выпадавшем из поля зрения
церковных историков, – в Константине следует видеть не просто
частного человека, но государя. Действие провидения и муд-
рость Константина, писал
Болотов, проявились в том, что как
государь он «довольствуется минимальным»
22
. Первый христи-
анский император продвигался к христианству «медленно и по-
степенно». Стараясь лично находиться в нейтральном положе-
нии относительно религии, своим детям он дал христианское
воспитание, что сделало невозможным для них соблюдение ре-
лигиозного нейтралитета. Современники также не сомневались,
что политика Константина была направлена на торжество хри-
стианской религии
23
.
Таким образом, вопрос обращения Константина принима-
ет у Болотова новую постановку: центром становится не изло-
жение рассказа Евсевия, а «реконструкция» мировоззрения Кон-
стантина из фактов его религиозной политики, свидетельствую-
20
Там же. С. 20–21.
21
Там же. С. 33.
22
Там же. С. 33–34.
23
Там же. С. 37–38.
94
щей о «постепенном» характере обращения в христианство. Со-
гласно своему научному «кредо» Болотов основал исследование
на ограниченном круге достоверных источников и фактов, что
позволило избежать произвольных и малоосновательных выво-
дов. Вместе с тем использование элементов религиозно-психо-
логического анализа открыло новые возможности изучения про-
блемы обращения Константина в христианство.
Научно-критический
подход к проблеме обращения Кон-
стантина Великого в христианство получил развитие в актовой
лекции А.А. Спасского, использовавшего работу В.В. Болотова в
качестве научно-теоретического фундамента для построения
собственной концепции
24
. Спасский поставил целью воссоздать
политические обстоятельства и религиозные настроения начала
IV в., на фоне которых обращение Константина в христианство
представлялось естественным, исторически неизбежным.
Прежде всего, он подтвердил ряд положений, выдвинутых
в лекциях Болотова. Во-первых, получила развитие критика про-
тестантской историографии в вопросе о политических мотивах
обращения Константина Великого в христианство
. Спасский
уточнил численность христианского населения империи. Для
крупнейших городов империи (Рим, Александрия, Антиохия)
расчеты были подтверждены (соотношение христианского и
языческого населения как 1:10). Для менее значительных про-
винциальных городов, стоявших вдали от торговых путей, про-
цент христианского населения был изменен: для Востока как 1/8
или 1/7, для Запада, за исключением Африки, – 1/20 части насе-
ления
25
. Кроме того, Спасский указывал, что социальный состав
христианских общин начала IV в., представлявший в большин-
стве своем средний класс городского населения, не имел поли-
тического веса в Римской империи. Таким образом, если Кон-
24
Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христи-
анство. (Речь, произнесенная в день годичного акта МДА 1 октября 1904 г.).
Сергиев Посад, 1905. С. 29. В примечаниях Спасский указывал, что намеренно
использует лекции Болотова, в то время еще не опубликованные, как наиболее
авторитетное исследование по данному вопросу, которое должно быть доступ-
но широкому
читателю.
25
Спасский А.А. Указ. соч. С. 12–15.
людьми, преданными правительству, помня о перенесенных ими щей о «постепенном» характере обращения в христианство. Со- гонениях; во-вторых, христианская церковь к этому времени еще гласно своему научному «кредо» Болотов основал исследование не выступала готовой, организованной силой, которой можно на ограниченном круге достоверных источников и фактов, что было воспользоваться в политических планах; в-третьих, поли- позволило избежать произвольных и малоосновательных выво- тический расчет мог быть оправдан только при значительном дов. Вместе с тем использование элементов религиозно-психо- проценте христиан в отношении языческого населения империи, логического анализа открыло новые возможности изучения про- а статистические подсчеты определяли численность христиан к блемы обращения Константина в христианство. началу IV в. не более 1/10 всего населения империи20. Все эти Научно-критический подход к проблеме обращения Кон- доводы, по мнению Болотова, подтверждали, что политический стантина Великого в христианство получил развитие в актовой расчет не мог руководить Константином. Встав на сторону хри- лекции А.А. Спасского, использовавшего работу В.В. Болотова в стианства, он «имел кроме политических расчетов другие… что- качестве научно-теоретического фундамента для построения бы решиться на такую меру, нужны были не одни политические собственной концепции24. Спасский поставил целью воссоздать рассуждения, но и вера и убеждение, что христианство – истин- политические обстоятельства и религиозные настроения начала ная религия»21. IV в., на фоне которых обращение Константина в христианство Не отказывая Константину в личном пристрастии к хри- представлялось естественным, исторически неизбежным. стианству, главным основанием его религиозной политики Бо- Прежде всего, он подтвердил ряд положений, выдвинутых лотов считал интересы государственной стабильности. Он за- в лекциях Болотова. Во-первых, получила развитие критика про- острил внимание на аспекте, часто выпадавшем из поля зрения тестантской историографии в вопросе о политических мотивах церковных историков, – в Константине следует видеть не просто обращения Константина Великого в христианство. Спасский частного человека, но государя. Действие провидения и муд- уточнил численность христианского населения империи. Для рость Константина, писал Болотов, проявились в том, что как крупнейших городов империи (Рим, Александрия, Антиохия) государь он «довольствуется минимальным»22. Первый христи- расчеты были подтверждены (соотношение христианского и анский император продвигался к христианству «медленно и по- языческого населения как 1:10). Для менее значительных про- степенно». Стараясь лично находиться в нейтральном положе- винциальных городов, стоявших вдали от торговых путей, про- нии относительно религии, своим детям он дал христианское цент христианского населения был изменен: для Востока как 1/8 воспитание, что сделало невозможным для них соблюдение ре- или 1/7, для Запада, за исключением Африки, – 1/20 части насе- лигиозного нейтралитета. Современники также не сомневались, ления25. Кроме того, Спасский указывал, что социальный состав что политика Константина была направлена на торжество хри- христианских общин начала IV в., представлявший в большин- стианской религии23. стве своем средний класс городского населения, не имел поли- Таким образом, вопрос обращения Константина принима- тического веса в Римской империи. Таким образом, если Кон- ет у Болотова новую постановку: центром становится не изло- жение рассказа Евсевия, а «реконструкция» мировоззрения Кон- 24 Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христи- стантина из фактов его религиозной политики, свидетельствую- анство. (Речь, произнесенная в день годичного акта МДА 1 октября 1904 г.). Сергиев Посад, 1905. С. 29. В примечаниях Спасский указывал, что намеренно 20 Там же. С. 20–21. использует лекции Болотова, в то время еще не опубликованные, как наиболее 21 Там же. С. 33. авторитетное исследование по данному вопросу, которое должно быть доступ- 22 Там же. С. 33–34. но широкому читателю. 23 25 Там же. С. 37–38. Спасский А.А. Указ. соч. С. 12–15. 93 94
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »