Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

97
подствующему направлению и был последователем солярного
культа, распространенного среди западных легионов
32
. Описы-
вая события, приведшие к «религиозному перевороту» Констан-
тина, Спасский психологически интерпретировал традиционную
церковно-историческую версию. Размышления Константина о
«выборе веры» историк считал вполне естественными для языч-
ника, которому христианский Бог представлялся «одним из мно-
гих» и «мог выйти на первое место» в результате какого-либо
«сильного впечатления, полученного
под влиянием случайных
обстоятельств»
33
. Обращение Константина в христианство он
считал результатом развития его собственного религиозного ду-
ха, произошедшего «под влиянием случайных обстоятельств, на
почве суеверий, господствовавших в его время»
34
. Случай перед
битвой с Максенцием Спасский предлагает рассматривать толь-
ко как первый толчок религиозно-нравственного развития Кон-
стантина. С этого времени он становится в близкие, но чисто
внешние отношения с христианством. Что касается его внутрен-
них убеждений, они не сразу освободились «от всех навыков и
убеждений язычества»
35
. Политику религиозного паритета, воз-
никшую после событий 313 г., историк считал результатом не
только государственной мудрости Константина, но и отражени-
ем его собственного синкретического религиозного мировоззре-
ния
36
.
Переломным моментом в религиозном развитии Констан-
тина, положившим конец представлению о возможном паритете
христианства и язычества, стала война с Лицинием. Ее церков-
но-историческое значение, по мнению Спасского, определялось
тем впечатлением, какое она произвела на душу Константина:
«величие христианства и ничтожность язычества открылись для
него со всей очевидностью. Боги, павшие
в сражении, оконча-
32
Спасский А.А. Обращение императораС. 49–50.
33
Там же. С. 56.
34
Там же. С. 59.
35
Там же. С. 60.
36
Там же. С. 64–65.
98
тельно умерли в его сердце»
37
. Этот душевный переворот стал
причиной разрушения идеи религиозного паритета и в политике
Константина. Таким образом, Спасский по-своему развивает те-
зис Болотова о постепенном характере обращении Константина
в христианство. Он выделил в религиозном развитии Констан-
тина два этапа и поставил их в непосредственную связь с харак-
тером осуществляемой политики, а
также усилил религиозно-
психологический подход в интерпретации мотивов и этапов
«обращения».
Публикация лекции А.А. Спасского вызвала критику
А.П. Лебедева, усмотревшего в ней посягательство на авторитет
Евсевия, обвинившего ее автора в стремлении придать событию
«необычайному и таинственному более или менее удобопри-
емлемый натуральный смысл»
38
. Резкое неприятие вызвало
стремление Спасского показать религиозное обращение Кон-
стантина как сложный и неоднозначный субьективно-психоло-
гический процесс
39
. В данной полемике проявила себя оппози-
ция двух направлений церковно-исторической науки: консерва-
тивно-охранительного, целиком и полностью опирающегося на
древнюю церковную историографию, и набирающего вес науч-
но-критического, стремившегося ввести в поле церковной исто-
рии новейшие приемы и методы исторического исследования, но
в принципе остававшегося в русле православной историографии.
Сосуществование этих двух направлений церковной исто-
риографии характерно и для последующего времени. Ярким
подтверждением доминирования «консервативного» направле-
ния в официальных академических кругах может служить серия
публикаций, приуроченных к празднованию 1600-летия Милан-
ского эдикта. Большая часть этих статей представляла своеоб-
разный панегирик Константину Великому как первому христи-
37
Спасский А.А. Указ. соч. С. 68–69. В свое время церковные историки отме-
чали значение этого события, как факт окончательного торжества христианства в
империи, но не связывали его с изменением религиозных воззрений Константи-
на.
38
Лебедев А.П. Константин Великий… // Христианское чтение. 1912. 7.
С. 684.
39
Он же. Константин Великий… // Христианское чтение. 1912. 8. С. 821–
823.
подствующему направлению и был последователем солярного         тельно умерли в его сердце»37. Этот душевный переворот стал
культа, распространенного среди западных легионов32. Описы-     причиной разрушения идеи религиозного паритета и в политике
вая события, приведшие к «религиозному перевороту» Констан-     Константина. Таким образом, Спасский по-своему развивает те-
тина, Спасский психологически интерпретировал традиционную      зис Болотова о постепенном характере обращении Константина
церковно-историческую версию. Размышления Константина о         в христианство. Он выделил в религиозном развитии Констан-
«выборе веры» историк считал вполне естественными для языч-     тина два этапа и поставил их в непосредственную связь с харак-
ника, которому христианский Бог представлялся «одним из мно-    тером осуществляемой политики, а также усилил религиозно-
гих» и «мог выйти на первое место» в результате какого-либо     психологический подход в интерпретации мотивов и этапов
«сильного впечатления, полученного под влиянием случайных       «обращения».
обстоятельств»33. Обращение Константина в христианство он             Публикация лекции А.А. Спасского вызвала критику
считал результатом развития его собственного религиозного ду-   А.П. Лебедева, усмотревшего в ней посягательство на авторитет
ха, произошедшего «под влиянием случайных обстоятельств, на     Евсевия, обвинившего ее автора в стремлении придать событию
почве суеверий, господствовавших в его время»34. Случай перед   «необычайному и таинственному… более или менее удобопри-
битвой с Максенцием Спасский предлагает рассматривать толь-     емлемый натуральный смысл»38. Резкое неприятие вызвало
ко как первый толчок религиозно-нравственного развития Кон-     стремление Спасского показать религиозное обращение Кон-
стантина. С этого времени он становится в близкие, но чисто     стантина как сложный и неоднозначный субьективно-психоло-
внешние отношения с христианством. Что касается его внутрен-    гический процесс39. В данной полемике проявила себя оппози-
них убеждений, они не сразу освободились «от всех навыков и     ция двух направлений церковно-исторической науки: консерва-
убеждений язычества»35. Политику религиозного паритета, воз-    тивно-охранительного, целиком и полностью опирающегося на
никшую после событий 313 г., историк считал результатом не      древнюю церковную историографию, и набирающего вес науч-
только государственной мудрости Константина, но и отражени-     но-критического, стремившегося ввести в поле церковной исто-
ем его собственного синкретического религиозного мировоззре-    рии новейшие приемы и методы исторического исследования, но
ния36.                                                          в принципе остававшегося в русле православной историографии.
       Переломным моментом в религиозном развитии Констан-            Сосуществование этих двух направлений церковной исто-
тина, положившим конец представлению о возможном паритете       риографии характерно и для последующего времени. Ярким
христианства и язычества, стала война с Лицинием. Ее церков-    подтверждением доминирования «консервативного» направле-
но-историческое значение, по мнению Спасского, определялось     ния в официальных академических кругах может служить серия
тем впечатлением, какое она произвела на душу Константина:      публикаций, приуроченных к празднованию 1600-летия Милан-
«величие христианства и ничтожность язычества открылись для     ского эдикта. Большая часть этих статей представляла своеоб-
него со всей очевидностью. Боги, павшие в сражении, оконча-     разный панегирик Константину Великому как первому христи-
                                                                   37
                                                                       Спасский А.А. Указ. соч. С. 68–69. В свое время церковные историки отме-
                                                                чали значение этого события, как факт окончательного торжества христианства в
                                                                империи, но не связывали его с изменением религиозных воззрений Константи-
  32
     Спасский А.А. Обращение императора… С. 49–50.              на.
  33                                                                38
     Там же. С. 56.                                                    Лебедев А.П. Константин Великий… // Христианское чтение. 1912. № 7.
  34
     Там же. С. 59.                                             С. 684.
  35                                                                39
     Там же. С. 60.                                                    Он же. Константин Великий… // Христианское чтение. 1912. № 8. С. 821–
  36
     Там же. С. 64–65.                                          823.

                                  97                                                                  98