ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
101
альным новшеством
46
, но в интерпретации Бриллиантова послу-
жила основанием новой научной концепции. Из указанного
предположения следовало, что несогласованность сведений Ев-
севия и Лактанция объясняется достаточно просто: древние ав-
торы просто сообщают о разных событиях, происходивших в
разное время и в разных местах. Высказанное предположение
было подтверждено более точным решением вопроса о хроноло-
гии источников (сочинение Лактанция датировано второй поло-
виной 313 г., IХ книга «Истории» Евсевия – не позднее 315 г.)
47
и тщательным сравнительным анализом
48
.
Историк посчитал возможным примирить сообщения ран-
нехристианских историков следующим образом. В Галлии Кон-
стантин решил опереться на помощь христианского Бога, и там
был устроен лабарум
49
, в котором уже в первых победах Кон-
стантин мог усматривать Божественное содействие (сообщение
Евсевия). Но самым критическим моментом в его предприятии
было сражение с Максенцием. Неудивительно, что, имея при
себе лабарум, для воодушевления войска он повелел изобразить
монограмму Христа на щитах воинов (Лактанций). Тогда оста-
ется только один вопрос – было
ли внушение во сне, о котором
сообщает Лактанций, новым внушением или Константин руко-
водствовался видением, полученным в Галлии? Если полагаться
на Лактанция, то сновидение оказывается непосредственно свя-
зано с распоряжением относительно щитов, и «нет решительных
оснований отступать от буквального смысла рассказа»
50
. Разно-
гласие Евсевия и Лактанция Бриллиантов называет «видимым»,
объясняя его тем, что авторы не только имели разные источники
для своих повествований, но и говорили о двух разных фактах,
бывших в разное время. Евсевий передает со слов Константина
(о лабаруме), Лактанций – от участников похода (о монограмме
46
Предположение подобно рода в свое время выдвигал Лебедев, но только
с тем, чтобы объяснить появление священников и мастеров по зову Констан-
тина. См.: Лебедев А.П. Обращение… С. 54.
47
Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 12–14.
48
Там же. С. 15–23.
49
Labarum – знамя главнокомандующего с изображением символов богов-
покровителей. Описание см.: Болотов В.В. Собрание… Т. 4. С. 15.
50
Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 24.
102
на щитах). При этом лично для Константина интерес сосредото-
чивался именно на лабаруме, а о распоряжении изобразить мо-
нограмму на щитах он мог не сообщить Евсевию, но в памяти
участников похода последний факт должен был отпечататься
тверже, чем факт устройства царского знамени
51
.
Таким образом, в результате проведенного источниковед-
ческого анализа исчезла необходимость искусственно прими-
рять традиционную версию обращения Константина с приемами
научного исследования. Болотов и Спасский исключили сведе-
ния древних христианских авторов из сферы «научной компе-
тенции» во имя сохранения научного статуса церковной исто-
рии, не сомневаясь, впрочем, в действительности «знамения
Креста»,
данного Константину в той или иной форме и повли-
явшего на его религиозные воззрения. В исследовании Брилли-
антова классическая версия обращения Константина Великого в
христианство как результат чуда, обретает статус исторически-
достоверной, органично сочетается с исследованием его религи-
озного мировоззрения и политики, что в целом составляет за-
конченную научную концепцию. Этот
результат оказался воз-
можен благодаря существовавшему в отечественной историо-
графии опыту интерпретации и анализа древних церковных па-
мятников в трудах Лебедева, Болотова, Спасского, на который
опирался Бриллиантов.
Анализ работ церковных историков второй половины ХIХ
– начала ХХ в. показывает, что проблема обращения Константи-
на Великого в христианство замыкалась на вопросе
достоверно-
сти церковно-исторических свидетельств о нем и находила раз-
нообразные способы решения. Общим для православной исто-
риографии является признание факта чудесного обращения Кон-
стантина как такового. Но при этом мнения церковных истори-
ков расходились, во-первых, на почве оценки достоверности ис-
торических свидетельств об этом событии и, следовательно, воз-
можности их включения в научный анализ, во-вторых, противо-
речивые суждения вызывала сама возможность научных по-
строений в связи с историческим событием чудесного свойства.
51
Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 26.
альным новшеством46, но в интерпретации Бриллиантова послу- на щитах). При этом лично для Константина интерес сосредото- жила основанием новой научной концепции. Из указанного чивался именно на лабаруме, а о распоряжении изобразить мо- предположения следовало, что несогласованность сведений Ев- нограмму на щитах он мог не сообщить Евсевию, но в памяти севия и Лактанция объясняется достаточно просто: древние ав- участников похода последний факт должен был отпечататься торы просто сообщают о разных событиях, происходивших в тверже, чем факт устройства царского знамени51. разное время и в разных местах. Высказанное предположение Таким образом, в результате проведенного источниковед- было подтверждено более точным решением вопроса о хроноло- ческого анализа исчезла необходимость искусственно прими- гии источников (сочинение Лактанция датировано второй поло- рять традиционную версию обращения Константина с приемами виной 313 г., IХ книга «Истории» Евсевия – не позднее 315 г.)47 научного исследования. Болотов и Спасский исключили сведе- и тщательным сравнительным анализом48. ния древних христианских авторов из сферы «научной компе- Историк посчитал возможным примирить сообщения ран- тенции» во имя сохранения научного статуса церковной исто- нехристианских историков следующим образом. В Галлии Кон- рии, не сомневаясь, впрочем, в действительности «знамения стантин решил опереться на помощь христианского Бога, и там Креста», данного Константину в той или иной форме и повли- был устроен лабарум49, в котором уже в первых победах Кон- явшего на его религиозные воззрения. В исследовании Брилли- стантин мог усматривать Божественное содействие (сообщение антова классическая версия обращения Константина Великого в Евсевия). Но самым критическим моментом в его предприятии христианство как результат чуда, обретает статус исторически- было сражение с Максенцием. Неудивительно, что, имея при достоверной, органично сочетается с исследованием его религи- себе лабарум, для воодушевления войска он повелел изобразить озного мировоззрения и политики, что в целом составляет за- монограмму Христа на щитах воинов (Лактанций). Тогда оста- конченную научную концепцию. Этот результат оказался воз- ется только один вопрос – было ли внушение во сне, о котором можен благодаря существовавшему в отечественной историо- сообщает Лактанций, новым внушением или Константин руко- графии опыту интерпретации и анализа древних церковных па- водствовался видением, полученным в Галлии? Если полагаться мятников в трудах Лебедева, Болотова, Спасского, на который на Лактанция, то сновидение оказывается непосредственно свя- опирался Бриллиантов. зано с распоряжением относительно щитов, и «нет решительных Анализ работ церковных историков второй половины ХIХ оснований отступать от буквального смысла рассказа»50. Разно- – начала ХХ в. показывает, что проблема обращения Константи- гласие Евсевия и Лактанция Бриллиантов называет «видимым», на Великого в христианство замыкалась на вопросе достоверно- объясняя его тем, что авторы не только имели разные источники сти церковно-исторических свидетельств о нем и находила раз- для своих повествований, но и говорили о двух разных фактах, нообразные способы решения. Общим для православной исто- бывших в разное время. Евсевий передает со слов Константина риографии является признание факта чудесного обращения Кон- (о лабаруме), Лактанций – от участников похода (о монограмме стантина как такового. Но при этом мнения церковных истори- 46 ков расходились, во-первых, на почве оценки достоверности ис- Предположение подобно рода в свое время выдвигал Лебедев, но только торических свидетельств об этом событии и, следовательно, воз- с тем, чтобы объяснить появление священников и мастеров по зову Констан- тина. См.: Лебедев А.П. Обращение… С. 54. можности их включения в научный анализ, во-вторых, противо- 47 Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 12–14. речивые суждения вызывала сама возможность научных по- 48 Там же. С. 15–23. строений в связи с историческим событием чудесного свойства. 49 Labarum – знамя главнокомандующего с изображением символов богов- покровителей. Описание см.: Болотов В.В. Собрание… Т. 4. С. 15. 50 51 Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 24. Бриллиантов А.И. Указ. соч. С. 26. 101 102
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- …
- следующая ›
- последняя »