Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
недостает для того, чтобы люди при сложившихся в настоящее время об-
стоятельствах в целом были уже в состоянии или могли оказаться в со-
стоянии надежно и хорошо пользоваться собственным рассудком в делах
религии без руководства со стороны кого-то другого. Но имеются явные
признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования в
этом, препятствий же на пути к просвещению или выходу из состояния не-
совершеннолетия, в котором люди находятся по собственной вине, стано-
вится все меньше и меньше. В этом отношении наш век есть век просве-
щения, или век ФРИДРИХА.
Государь, который не находит недостойным себя сказать, что он счита-
ет своим долгом ничего не предписывать людям в религиозных делах, а
предоставлять им в этом полную свободу, который, следовательно, отка-
зывается даже от гордого эпитета веротерпимого, – такой государь сам
просвещен и заслуживает того, чтобы благодарные современники и потом-
ки их славили его как государя, который избавил род человеческий от не-
совершеннолетия, по крайней мере, когда речь идет об опеке со стороны
правительства, и предоставил свободу каждому пользоваться собственным
разумом в делах, касающихся совести. При таком государе досточтимые
представители духовенства могут без ущерба для своих служебных обя-
занностей в качестве ученых высказать свободно и публично свои сужде-
ния и взгляды, которые в том или ином отношении отклоняются от приня-
той ими [церковной] символики; в еще большей степени это может делать
каждый, кто не ограничен никаким служебным долгом. Этот дух свободы
распространяется также вовне даже там, где ему приходится вести борьбу
с внешними препятствиями, созданными правительством, неверно пони-
мающим самого себя. Ведь такое правительство имеет перед собой пример
того, что при свободе нет ни малейшей надобности заботиться об общест-
венном спокойствии и безопасности. Люди сами с состоянии выбраться
постепенно из невежества, если никто не стремится намеренно удержать
их в нем.
Я определил основной момент просвещения, состоявшего в выходе лю-
дей из состояния несовершеннолетия по собственной вине, преимущественно
в делах религиозных, потому что в отношении искусств и наук наши прави-
тели не заинтересованы в том, чтобы играть роль опекунов над своими
подданными. Кроме того, несовершеннолетие в делах религии не только
наиболее вредное, но и наиболее позорное. Однако в своем образе мыслей
глава государства, способствующий просвещению в делах религии, идет
еще дальше; он понимает, что даже в отношении своего законодательства
нет никакой опасности позволить подданным публично пользоваться своим
разумом и открыто излагать свои мысли относительно лучшего составле-
ния законодательства и откровенно критиковать существующее; мы распо-
недостает для того, чтобы люди при сложившихся в настоящее время об-
стоятельствах в целом были уже в состоянии или могли оказаться в со-
стоянии надежно и хорошо пользоваться собственным рассудком в делах
религии без руководства со стороны кого-то другого. Но имеются явные
признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования в
этом, препятствий же на пути к просвещению или выходу из состояния не-
совершеннолетия, в котором люди находятся по собственной вине, стано-
вится все меньше и меньше. В этом отношении наш век есть век просве-
щения, или век ФРИДРИХА.
    Государь, который не находит недостойным себя сказать, что он счита-
ет своим долгом ничего не предписывать людям в религиозных делах, а
предоставлять им в этом полную свободу, который, следовательно, отка-
зывается даже от гордого эпитета веротерпимого, – такой государь сам
просвещен и заслуживает того, чтобы благодарные современники и потом-
ки их славили его как государя, который избавил род человеческий от не-
совершеннолетия, по крайней мере, когда речь идет об опеке со стороны
правительства, и предоставил свободу каждому пользоваться собственным
разумом в делах, касающихся совести. При таком государе досточтимые
представители духовенства могут без ущерба для своих служебных обя-
занностей в качестве ученых высказать свободно и публично свои сужде-
ния и взгляды, которые в том или ином отношении отклоняются от приня-
той ими [церковной] символики; в еще большей степени это может делать
каждый, кто не ограничен никаким служебным долгом. Этот дух свободы
распространяется также вовне даже там, где ему приходится вести борьбу
с внешними препятствиями, созданными правительством, неверно пони-
мающим самого себя. Ведь такое правительство имеет перед собой пример
того, что при свободе нет ни малейшей надобности заботиться об общест-
венном спокойствии и безопасности. Люди сами с состоянии выбраться
постепенно из невежества, если никто не стремится намеренно удержать
их в нем.
    Я определил основной момент просвещения, состоявшего в выходе лю-
дей из состояния несовершеннолетия по собственной вине, преимущественно
в делах религиозных, потому что в отношении искусств и наук наши прави-
тели не заинтересованы в том, чтобы играть роль опекунов над своими
подданными. Кроме того, несовершеннолетие в делах религии не только
наиболее вредное, но и наиболее позорное. Однако в своем образе мыслей
глава государства, способствующий просвещению в делах религии, идет
еще дальше; он понимает, что даже в отношении своего законодательства
нет никакой опасности позволить подданным публично пользоваться своим
разумом и открыто излагать свои мысли относительно лучшего составле-
ния законодательства и откровенно критиковать существующее; мы распо-


30