Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 54 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

53
недоставать. Если дато еще хуже: он вынужден будет включать сам себя
(то бишь один из многих) в самого себя как часть всех каталогов, и именно
ради того, чтобы эту часть представить как исчерпывающий перечень всех
частей...
То же самое и тут. Правило применения всех возможных правил ко
всем возможным случаям их применения обязано иметь в виду и самое се-
бя. А применимо ли оно само к самому себе?
Элементарная логика, формулирующая именно такиежесткиепра-
вила мышления, категорически отвергает самую возможность подобного
правила, иначе оказываются «неправильными» все остальные ее правила, в
согласии с коими она обязывает всех (и себя в том числе) мыслить. Ибо в
самом понятии «отношения к самому себе» скрыт парадокс, противоречие,
антиномияне может быть-де такого нелепого «отношения» – отношение
может быть только к другому.
Иммануил Кант (это онавтор приведенного рассуждения) и делает
вывод: способность суждения как способность применения правил нельзя
задать в виде очередного правила и даже в виде сколь угодно обширной
системы их. Вывод абсолютно безупречный с точки зрения современной
математической логики.
А умный человекчеловек, наделенный способностью суждения,– на
каждом шагу делает именно этоему удается «правильно» (т. е. согласно
какому-то таинственному «правилу») применять любое частное «правило».
Факт (с точки зрения строгой логики) абсолютно невозможный. Тем не
менеефакт, отсутствие коего есть глупость.
«Недостаток способности суждения есть, собственно, то, что называют
глупостью, против этого недостатка нет лекарства». Золотые слова.
Любой, даже «тупой и ограниченный ум,– продолжает Кант,– может,
однако, с помощью обучения достигнуть даже учености. Но так как вместе
с этим подобным людям недостает способности суждения, то не редкость
встретить очень ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом
шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток».
Стало быть, умхотя бы тупой и ограниченныйнадо иметь, по Кан-
ту, до, вне и независимо от всякого обучения, от всякого образования, «и
недостаток его не может быть возмещен никакою школою, так как школа
может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него
все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно
пользоваться ими должна принадлежать самому воспитаннику, и в случае
недостатка этого естественного дара никакие правила, которые были бы
предписаны ему с этой целью, не застрахуют его от ошибочного приме-
нения их» (т. е. от глупого применения самой умной науки).
В этих словах справедливо, пожалуй, все, за исключением, может быть,
одной деталиподчеркнутых нами двух слов насчет того, что это – «есте-
ственный дар». Но Кант и сам сомневался в их справедливости. Он допус-
недоставать. Если да – то еще хуже: он вынужден будет включать сам себя
(то бишь один из многих) в самого себя как часть всех каталогов, и именно
ради того, чтобы эту часть представить как исчерпывающий перечень всех
частей...
    То же самое и тут. Правило применения всех возможных правил ко
всем возможным случаям их применения обязано иметь в виду и самое се-
бя. А применимо ли оно само к самому себе?
    Элементарная логика, формулирующая именно такие – жесткие – пра-
вила мышления, категорически отвергает самую возможность подобного
правила, иначе оказываются «неправильными» все остальные ее правила, в
согласии с коими она обязывает всех (и себя в том числе) мыслить. Ибо в
самом понятии «отношения к самому себе» скрыт парадокс, противоречие,
антиномия – не может быть-де такого нелепого «отношения» – отношение
может быть только к другому.
    Иммануил Кант (это он – автор приведенного рассуждения) и делает
вывод: способность суждения как способность применения правил нельзя
задать в виде очередного правила и даже в виде сколь угодно обширной
системы их. Вывод абсолютно безупречный с точки зрения современной
математической логики.
    А умный человек – человек, наделенный способностью суждения,– на
каждом шагу делает именно это – ему удается «правильно» (т. е. согласно
какому-то таинственному «правилу») применять любое частное «правило».
    Факт (с точки зрения строгой логики) абсолютно невозможный. Тем не
менее – факт, отсутствие коего есть глупость.
    «Недостаток способности суждения есть, собственно, то, что называют
глупостью, против этого недостатка нет лекарства». Золотые слова.
    Любой, даже «тупой и ограниченный ум,– продолжает Кант,– может,
однако, с помощью обучения достигнуть даже учености. Но так как вместе
с этим подобным людям недостает способности суждения, то не редкость
встретить очень ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом
шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток».
    Стало быть, ум – хотя бы тупой и ограниченный – надо иметь, по Кан-
ту, до, вне и независимо от всякого обучения, от всякого образования, «и
недостаток его не может быть возмещен никакою школою, так как школа
может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него
все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно
пользоваться ими должна принадлежать самому воспитаннику, и в случае
недостатка этого естественного дара никакие правила, которые были бы
предписаны ему с этой целью, не застрахуют его от ошибочного приме-
нения их» (т. е. от глупого применения самой умной науки).
    В этих словах справедливо, пожалуй, все, за исключением, может быть,
одной детали – подчеркнутых нами двух слов насчет того, что это – «есте-
ственный дар». Но Кант и сам сомневался в их справедливости. Он допус-
                                                                      53