Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
5
смелые в философском отношении умы, чем Кант, но и более смелая, та-
кие умы рождающая эпоха, более решительное, чем кантовское, время.
Лично Кант вовсе не был трусливым человеком. Трусливой была его
эпоха, не решавшаяся еще предпочесть окончательно и бесповоротно рево-
люционный выход из запутанно противоречивой исторической ситуации.
Как только осмелело время, сразу же осмелела и философия. И итогом все-
го ее решительного наступления на проблему был вывод: своим умом,
своим мышлением, своей способностью суждения человек не обязан ни
богу, ни природе.
Природа подарила ему лишь естественно природные предпосылки воз-
никновения ума, но никак еще не сам ум. Она подарила ему мозг, но не
подарила способность использовать этот мозг в качестве органа мышле-
ния, органа специфически человеческой психикиинтеллекта, воображе-
ния, сознания, воли, самосознания. И человек обязан ими исключительно
самому себе, своему собственному труду, своей собственной деятельности,
своей собственной истории.
Эти удивительные, никакому животному не свойственные, психические
функции не только «тренируются» в обществе (как полагал Кант), но и впер-
вые рождаются, возникают, формируются, а затем и развиваются вплоть до
высших уровней этого развитиядо фазы личности, до фазы таланта.
А достигнет ли тот или другой индивидуум того или другого уровня
развития этих способностейэто уже зависит, действительно, от миллиар-
дов взаимно перекрещивающихся и корректирующих друг друга факторов
и «воспитывающих» влияний. Нои в том радикальное отличие маркси-
стской концепции от концепции Гельвецияэти «случайности», благодаря
стечениям которых один индивид вырастает умным, а другойтугодумом,
лишь на первый взгляд являют собой картину чистого хаоса. Если при-
смотреться к совокупному движению этих «случайных обстоятельств»
внимательнее, то это движение обнаруживает некоторые тенденции, неко-
торые общие течения, которые заставляют эти «случайности» объединять-
ся в пределах известных социальных зон весьма неравномерно. В одних
зонах социального организма образуются более благоприятные для разви-
тия человека «стечения случайных обстоятельств», а в другие зоны «сте-
каются» обстоятельства гораздо менее благоприятные...
При этом не следует думать, что наиболее благоприятные для развития
ума условия сосредоточиваются там же, где и материальное богатство, т. е.
в среде господствующего класса или сословия. Что касается условий полу-
чения образования, то в обеспеченных семьях и слоях общества они, разу-
меется, более благоприятны. Не так просто дело обстоит с условиями воз-
никновения ума, таланта. Они, как правило, складываются в тех слоях об-
щества, которые сильнее и острее ощущают давление исторически на-
зревших потребностей развития, давление противоречий этого развития,
смелые в философском отношении умы, чем Кант, но и более смелая, та-
кие умы рождающая эпоха, более решительное, чем кантовское, время.
    Лично Кант вовсе не был трусливым человеком. Трусливой была его
эпоха, не решавшаяся еще предпочесть окончательно и бесповоротно рево-
люционный выход из запутанно противоречивой исторической ситуации.
Как только осмелело время, сразу же осмелела и философия. И итогом все-
го ее решительного наступления на проблему был вывод: своим умом,
своим мышлением, своей способностью суждения человек не обязан ни
богу, ни природе.
    Природа подарила ему лишь естественно природные предпосылки воз-
никновения ума, но никак еще не сам ум. Она подарила ему мозг, но не
подарила способность использовать этот мозг в качестве органа мышле-
ния, органа специфически человеческой психики – интеллекта, воображе-
ния, сознания, воли, самосознания. И человек обязан ими исключительно
самому себе, своему собственному труду, своей собственной деятельности,
своей собственной истории.
    Эти удивительные, никакому животному не свойственные, психические
функции не только «тренируются» в обществе (как полагал Кант), но и впер-
вые рождаются, возникают, формируются, а затем и развиваются вплоть до
высших уровней этого развития – до фазы личности, до фазы таланта.
    А достигнет ли тот или другой индивидуум того или другого уровня
развития этих способностей – это уже зависит, действительно, от миллиар-
дов взаимно перекрещивающихся и корректирующих друг друга факторов
и «воспитывающих» влияний. Но – и в том радикальное отличие маркси-
стской концепции от концепции Гельвеция – эти «случайности», благодаря
стечениям которых один индивид вырастает умным, а другой – тугодумом,
лишь на первый взгляд являют собой картину чистого хаоса. Если при-
смотреться к совокупному движению этих «случайных обстоятельств»
внимательнее, то это движение обнаруживает некоторые тенденции, неко-
торые общие течения, которые заставляют эти «случайности» объединять-
ся в пределах известных социальных зон весьма неравномерно. В одних
зонах социального организма образуются более благоприятные для разви-
тия человека «стечения случайных обстоятельств», а в другие зоны «сте-
каются» обстоятельства гораздо менее благоприятные...
    При этом не следует думать, что наиболее благоприятные для развития
ума условия сосредоточиваются там же, где и материальное богатство, т. е.
в среде господствующего класса или сословия. Что касается условий полу-
чения образования, то в обеспеченных семьях и слоях общества они, разу-
меется, более благоприятны. Не так просто дело обстоит с условиями воз-
никновения ума, таланта. Они, как правило, складываются в тех слоях об-
щества, которые сильнее и острее ощущают давление исторически на-
зревших потребностей развития, давление противоречий этого развития,
                                                                      55