Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 57 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
6
которое и заставляет их думать, размышлять, «ломать голову» гораздо на-
пряженнее, чем людей состоятельных и «благополучных».
«Случайность рождения» сразу жес первых дней жизнипредо-
пределяет, воздействию каких именно «случайных» обстоятельств будет
главным образом подвергаться рождающийся в духовной жизни индивид,
какие именно «случайности» будут стекаться со всех сторон в зону его
воспитания, какие именно будут в ней доминирующими, определяющими.
Сила необходимости, заставляющая «случайности воспитания» сте-
каться крайне неравномерно и в одних слоях общества концентрирующая
случайности более благоприятствующие, а в другихменее благоприят-
ствующие развитию и расцвету ума,– это могучая социальная сила обще-
ственного разделения труда.
Общая совокупная необходимость и тут, как и повсюду, действует и
обнаруживает свою верховную власть именно через движение «случайно-
стей», кажущееся на первый взгляд совершенно хаотическим, лишенным
какой-либо общей закономерности. Однако постепенно сквозь это хаоти-
ческое движение «случайных обстоятельств» явственно прорисовываются
контуры классовой структуры общества с его своеобразным разделением
труда между людьми и с соответствующим распределением способностей
между ними. Способности распределяются в итоге именно так и в таких
пропорциях, каких требует сложившаяся система разделения обществен-
ного труда.
Поэтому-то каждая система разделения общественного труда всегда и
создает, и формирует соответствующую своим нуждам систему воспита-
ния, систему образования, которая и производит в общем и целом именно
таких людей, какие нужны данному обществу, и именно в таких пропор-
циях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства.
Разумеется, более или менее согласованное функционирование произ-
водства вещей (сферы материального производства) и производства людей
(т. е. сферы воспитания и образования) всегда достигается не сразу и не
автоматически. Эти сферы производства лишь постепенно «притираются»
одна к другой, и между их жерновами перемалывается множество жизней
и судеб отдельных индивидов.
Но когда, рано или поздно, система общественного производства при-
ходит в состояние кризиса, чреватого крушением данного общественного
строяназревает революционная ситуация, – то это обязательно выра-
жается также и в остром разладе между системой воспитания и жизнью.
Согласованность между ними нарушается, воспитание и жизнь начинают
«противоречить» друг другу, сталкиваться в острейших конфликтах, и все-
гда более болезненно чувствует это молодежь...
Именно такую кризисную эпоху переживает ныне мир развитых ка-
питалистических стран. Сколько пишут на Западе о кризисе школы, о кри-
зисе всей системы воспитания и образования! Каких только рецептов спа-
которое и заставляет их думать, размышлять, «ломать голову» гораздо на-
пряженнее, чем людей состоятельных и «благополучных».
    «Случайность рождения» сразу же – с первых дней жизни – предо-
пределяет, воздействию каких именно «случайных» обстоятельств будет
главным образом подвергаться рождающийся в духовной жизни индивид,
какие именно «случайности» будут стекаться со всех сторон в зону его
воспитания, какие именно будут в ней доминирующими, определяющими.
    Сила необходимости, заставляющая «случайности воспитания» сте-
каться крайне неравномерно и в одних слоях общества концентрирующая
случайности более благоприятствующие, а в других – менее благоприят-
ствующие развитию и расцвету ума,– это могучая социальная сила обще-
ственного разделения труда.
    Общая совокупная необходимость и тут, как и повсюду, действует и
обнаруживает свою верховную власть именно через движение «случайно-
стей», кажущееся на первый взгляд совершенно хаотическим, лишенным
какой-либо общей закономерности. Однако постепенно сквозь это хаоти-
ческое движение «случайных обстоятельств» явственно прорисовываются
контуры классовой структуры общества с его своеобразным разделением
труда между людьми и с соответствующим распределением способностей
между ними. Способности распределяются в итоге именно так и в таких
пропорциях, каких требует сложившаяся система разделения обществен-
ного труда.
    Поэтому-то каждая система разделения общественного труда всегда и
создает, и формирует соответствующую своим нуждам систему воспита-
ния, систему образования, которая и производит в общем и целом именно
таких людей, какие нужны данному обществу, и именно в таких пропор-
циях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства.
    Разумеется, более или менее согласованное функционирование произ-
водства вещей (сферы материального производства) и производства людей
(т. е. сферы воспитания и образования) всегда достигается не сразу и не
автоматически. Эти сферы производства лишь постепенно «притираются»
одна к другой, и между их жерновами перемалывается множество жизней
и судеб отдельных индивидов.
    Но когда, рано или поздно, система общественного производства при-
ходит в состояние кризиса, чреватого крушением данного общественного
строя – назревает революционная ситуация, – то это обязательно выра-
жается также и в остром разладе между системой воспитания и жизнью.
Согласованность между ними нарушается, воспитание и жизнь начинают
«противоречить» друг другу, сталкиваться в острейших конфликтах, и все-
гда более болезненно чувствует это молодежь...
    Именно такую кризисную эпоху переживает ныне мир развитых ка-
питалистических стран. Сколько пишут на Западе о кризисе школы, о кри-
зисе всей системы воспитания и образования! Каких только рецептов спа-
56