Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

58
Да и этим богатством надо, действительно, овладеть, т. е. научиться об-
ращаться с ним так, чтобы оно росло, а не таяло, не ржавело в кладовых
памяти, на полках библиотек, в залах музеев, в то время как формальный
владелец отплясывает твист или пьет портвейн...
А такое случается, увы, нередко.
Почему?
На этот вопрос мы постараемся ответить позже, после рассказа об од-
ном поучительнейшем эксперименте, а пока скажем только, что в наших
условиях, в условиях социалистического строя, дело чаще всего упирается
в отсутствие личной потребности в расширении духовного багажанаше
неумение такую потребность привить каждому молодому человеку и сде-
лать ее первой, доминирующей, как говорят психологи, потребностью
личности, ее основным жизненным интересом.
Если эту задачу нам удастся решитьумными станут все.
Правда, кое-кому такая перспектива представляется утопической: всех
и каждого-де умным не сделаешь, как ни бейся. Все равно, мол, одни от
природы одарены способностью (и потребностью) овладеть тем богатст-
вом, которое накоплено человечеством, а другиеот природы жеоб-
речены на существование в качестве «бездарных репродуктивов». Поэто-
му, мол, никакая коммунистическая перестройка системы воспитания не в
состоянии преодолеть могучую силу «природного неравенства способ-
ностей». Так думают очень многие, даже высокообразованные мужи. И не
только на Западе.
Коммунизм, однако, строит свои планы не на утопических мечтаниях,
как бы благородны и красивы они ни были, а на выводах самой строгой
науки. В частности, на результатах психологии, опирающейся на факти-
ческие данные многолетних экспериментальных исследований.
М.К. МАМАРДАШВИЛИ
Эстетика мышления
БЕСЕДА ПЕРВАЯ
Эстетикой мышления можно назвать наши беседы в связи с тем, что
искусство, как известно, – прежде всего радость, и речь у нас пойдет, я на-
деюсь, именно о радости мышления.
Воспроизводится по тексту: Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Мо-
сковская школа политических исследований, 2000. С. 9 – 23.
   Да и этим богатством надо, действительно, овладеть, т. е. научиться об-
ращаться с ним так, чтобы оно росло, а не таяло, не ржавело в кладовых
памяти, на полках библиотек, в залах музеев, в то время как формальный
владелец отплясывает твист или пьет портвейн...
   А такое случается, увы, нередко.
   Почему?
   На этот вопрос мы постараемся ответить позже, после рассказа об од-
ном поучительнейшем эксперименте, а пока скажем только, что в наших
условиях, в условиях социалистического строя, дело чаще всего упирается
в отсутствие личной потребности в расширении духовного багажа – наше
неумение такую потребность привить каждому молодому человеку и сде-
лать ее первой, доминирующей, как говорят психологи, потребностью
личности, ее основным жизненным интересом.
   Если эту задачу нам удастся решить – умными станут все.
   Правда, кое-кому такая перспектива представляется утопической: всех
и каждого-де умным не сделаешь, как ни бейся. Все равно, мол, одни от
природы одарены способностью (и потребностью) овладеть тем богатст-
вом, которое накоплено человечеством, а другие – от природы же – об-
речены на существование в качестве «бездарных репродуктивов». Поэто-
му, мол, никакая коммунистическая перестройка системы воспитания не в
состоянии преодолеть могучую силу «природного неравенства способ-
ностей». Так думают очень многие, даже высокообразованные мужи. И не
только на Западе.
   Коммунизм, однако, строит свои планы не на утопических мечтаниях,
как бы благородны и красивы они ни были, а на выводах самой строгой
науки. В частности, на результатах психологии, опирающейся на факти-
ческие данные многолетних экспериментальных исследований.




                                                  М.К. МАМАРДАШВИЛИ

                          Эстетика мышления∗
                             БЕСЕДА ПЕРВАЯ
   Эстетикой мышления можно назвать наши беседы в связи с тем, что
искусство, как известно, – прежде всего радость, и речь у нас пойдет, я на-
деюсь, именно о радости мышления.
∗
 Воспроизводится по тексту: Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Мо-
сковская школа политических исследований, 2000. С. 9 – 23.

58