Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 61 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

60
этого не знают, они продолжают борьбу. Но тызнаешь, тывидишь, а
выразить этого не можешь, так как не можешь свое сознание о том, какова
природа их действий, навязать другому, если он сам себя не понимает. Он
же не понимает, что тот, кого он ненавидит, на самом деле его брат. Ты со
стороны это ясно видишьа он не видит. Трагически на твоих глазах сце-
пились обстоятельства вражды и ненависти, а ты видишь совершенно дру-
гой смыслс абсолютной ясностью, но недоказуемой. Которую ни сам се-
бе не можешь доказать, ни этим сцепившимся в борьбе врагам-братьям. А
значит, не можешь и помочь им. Но поскольку ты видишь другой смысл
их братство, то в этой способностиумственно видетьнота радости все
же присутствует. Что бы ни случилось, как бы они друг друга ни терзали,
куда бы ни покатился мир, но увиденное знание истинной связи этих лю-
дейих братствои есть то, что ты увидел, это и называется мыслью, или
истиной. Это уже случилось, причем необратимо, и с этой необратимой
исполненностью мысли, или сознания твоего сознания, и связана радость.
Значит, радостью является чувство необратимой исполненности смыс-
ла. Именно к этому приложимо слово «эстетика», поскольку оно обяза-
тельно предполагает нечто чувственное. Эстетика ведь тоже неотделима от
сенсуального, чувственного начала, хотя это просто слово, но и оно имеет
свою чувственную материю, несет чувственную радость. А краски, цвет?
Цвет хотя и несет смысл, но одновременно радует и наши чувства. А
мысль в этом плане находится в особом положении, для разъяснения кото-
рого необходимо сказать о совпадении.
Существуют и происходят очень странные совпадения. Об этом мне
тоже придется говорить, чтобы у вас не было смущения, не возникало бы
комплекса неполноценности. Что вы-де ничтожны, а мысль философа ве-
лика, и вам до нее не дотянуться. Пока я условно назову это коинциденци-
ей, то есть совпадением, пометив, что если вы что-либо подумали, то это
существует, даже если уже кто-то это подумал. Повторяю, что-то помыс-
ленное вамиваше, даже если это совпадет с мыслью другого человека, но
пока это оставим.
Я хочу обратить сначала ваше внимание на следующее обстоятельство
(очевидно, вы тоже о нем задумывались, как и я): почему люди любят ие-
рархию и готовы бесконечно рассуждать на тему, что вышехудожест-
венная истина или научная? Искусство или философия? Философия или
наука? Чувства или мысль? В результате и на основе чего сформировалось
распространенное представление, что в общем-то высшая радость и самое
высшее состояние человекаэто состояние художественное (это пред-
ставление незаметно предполагает, что у художника, артиста, писателя
всегда якобы есть какая-то особая привилегия). Мне же всегда казалось,
что у таких людей есть нечто, что лишь помогает им в достижении худо-
жественного эффекта, а причина этого в их ощущении удачи или неудачи
этого не знают, они продолжают борьбу. Но ты – знаешь, ты – видишь, а
выразить этого не можешь, так как не можешь свое сознание о том, какова
природа их действий, навязать другому, если он сам себя не понимает. Он
же не понимает, что тот, кого он ненавидит, на самом деле его брат. Ты со
стороны это ясно видишь – а он не видит. Трагически на твоих глазах сце-
пились обстоятельства вражды и ненависти, а ты видишь совершенно дру-
гой смысл – с абсолютной ясностью, но недоказуемой. Которую ни сам се-
бе не можешь доказать, ни этим сцепившимся в борьбе врагам-братьям. А
значит, не можешь и помочь им. Но поскольку ты видишь другой смысл –
их братство, то в этой способности – умственно видеть – нота радости все
же присутствует. Что бы ни случилось, как бы они друг друга ни терзали,
куда бы ни покатился мир, но увиденное знание истинной связи этих лю-
дей – их братство – и есть то, что ты увидел, это и называется мыслью, или
истиной. Это уже случилось, причем необратимо, и с этой необратимой
исполненностью мысли, или сознания твоего сознания, и связана радость.
    Значит, радостью является чувство необратимой исполненности смыс-
ла. Именно к этому приложимо слово «эстетика», поскольку оно обяза-
тельно предполагает нечто чувственное. Эстетика ведь тоже неотделима от
сенсуального, чувственного начала, хотя это просто слово, но и оно имеет
свою чувственную материю, несет чувственную радость. А краски, цвет?
Цвет хотя и несет смысл, но одновременно радует и наши чувства. А
мысль в этом плане находится в особом положении, для разъяснения кото-
рого необходимо сказать о совпадении.
    Существуют и происходят очень странные совпадения. Об этом мне
тоже придется говорить, чтобы у вас не было смущения, не возникало бы
комплекса неполноценности. Что вы-де ничтожны, а мысль философа ве-
лика, и вам до нее не дотянуться. Пока я условно назову это коинциденци-
ей, то есть совпадением, пометив, что если вы что-либо подумали, то это
существует, даже если уже кто-то это подумал. Повторяю, что-то помыс-
ленное вами – ваше, даже если это совпадет с мыслью другого человека, но
пока это оставим.
    Я хочу обратить сначала ваше внимание на следующее обстоятельство
(очевидно, вы тоже о нем задумывались, как и я): почему люди любят ие-
рархию и готовы бесконечно рассуждать на тему, что выше – художест-
венная истина или научная? Искусство или философия? Философия или
наука? Чувства или мысль? В результате и на основе чего сформировалось
распространенное представление, что в общем-то высшая радость и самое
высшее состояние человека – это состояние художественное (это пред-
ставление незаметно предполагает, что у художника, артиста, писателя
всегда якобы есть какая-то особая привилегия). Мне же всегда казалось,
что у таких людей есть нечто, что лишь помогает им в достижении худо-
жественного эффекта, а причина этого в их ощущении удачи или неудачи

60