Составители:
Рубрика:
5
чается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержа-
тельного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и
задач преподавания философии, а еще точнее – в понимании смысла и зна-
чения самой философии как духовного феномена. Полагаем, что филосо-
фию в процессе преподавания следует интерпретировать как знание и эпи-
стемное, и софийное одновременно, что уже нашло емкое отражение в ря-
де действующих учебников (см. прежде всего: Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. Разд. 1.
См. также: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.
Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3).
Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее
преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчиво-
го и распространенного предрассудка, по которому философия считается
«чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к
сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и
благополучно забыть – худший вариант; лучший – расширяется кругозор
студента, приобретается определенный уровень «философской грамотно-
сти». При этом общая методика преподавания философии зачастую сво-
дится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса:
онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д. Высвободившись из
«клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в
то, чем она в сущности является, – одну из форм аккумуляции духовного
опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспро-
изводстве духовной целостности человеческого существования.
В историко-философском проблемном поле философия реально пред-
ставлена не как наука или методология наук, а как культура иррациональ-
ного и рационалистического универсального миропонимания. Думается,
что концептуальная задача преподавателя (творческого специалиста в об-
ласти философии) заключается в том, чтобы выявить в развитии философ-
ской мысли эту культуру и приобщить к ней студента. Методически это
достигается прежде всего приобщением студента к оригинальным фило-
софским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в
мировом философском процессе и русской философской мысли, отра-
жающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной
истории. Философия всегда стремилась не столько к конструированию
догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих
к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого суще-
ствования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений
с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все
более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом
последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы
чается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержа- тельного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и задач преподавания философии, а еще точнее в понимании смысла и зна- чения самой философии как духовного феномена. Полагаем, что филосо- фию в процессе преподавания следует интерпретировать как знание и эпи- стемное, и софийное одновременно, что уже нашло емкое отражение в ря- де действующих учебников (см. прежде всего: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. Разд. 1. См. также: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3). Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчиво- го и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть худший вариант; лучший расширяется кругозор студента, приобретается определенный уровень «философской грамотно- сти». При этом общая методика преподавания философии зачастую сво- дится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д. Высвободившись из «клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в то, чем она в сущности является, одну из форм аккумуляции духовного опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспро- изводстве духовной целостности человеческого существования. В историко-философском проблемном поле философия реально пред- ставлена не как наука или методология наук, а как культура иррациональ- ного и рационалистического универсального миропонимания. Думается, что концептуальная задача преподавателя (творческого специалиста в об- ласти философии) заключается в том, чтобы выявить в развитии философ- ской мысли эту культуру и приобщить к ней студента. Методически это достигается прежде всего приобщением студента к оригинальным фило- софским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли, отра- жающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной истории. Философия всегда стремилась не столько к конструированию догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого суще- ствования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »