Составители:
Рубрика:
6
научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были
сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само сущест-
вование утилитарно-прагматической цивилизации.
Потребность в философском просвещении, в философствовании как
способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как
никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, инди-
видом или нет. Социальный аспект потребности в философии определяет-
ся тем, что от духовности человека зависит преодоление современного
кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий,
направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец,
степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепо-
глощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обу-
словлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть,
пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни
поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осу-
ществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить по-
средством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить
какого-либо человека или человека вообще до средства.
Постоянная задача философствования такова: стать подлинным чело-
веком посредством понимания бытия...» (Ясперс К. Философская вера //
Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.)
Все вышесказанное, разумеется, не только не исключает, но и подчер-
кивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом
стандарта по философии как учебной дисциплине. Но это овладение – не
цель, но средство: оно не должно быть механистически-формальным; в
идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его
формированию как специалиста, не только выполняющего на необходи-
мом профессиональном уровне частные производственные задания, но и
не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропо-
нимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Лично-
стное развитие студента должно быть ориентировано также на активиза-
цию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и со-
хранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей массовизации,
глобализации и постоянно возрастающей социальной неопределенности
именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуще-
ствлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Как отмечал
С.А. Левицкий, сохранение своего индивидуального лица «в обезличи-
вающем потоке общественной стихии... есть категорический императив
личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще
достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право
на эпитет “человеческая”» (Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон,
1995. С.365).
научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само сущест- вование утилитарно-прагматической цивилизации. Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, инди- видом или нет. Социальный аспект потребности в философии определяет- ся тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепо- глощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обу- словлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире явить смысл, охватывающий эти цели, осу- ществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем служить по- средством настоящего одновременно и будущему, никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным чело- веком посредством понимания бытия...» (Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.) Все вышесказанное, разумеется, не только не исключает, но и подчер- кивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом стандарта по философии как учебной дисциплине. Но это овладение не цель, но средство: оно не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходи- мом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропо- нимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Лично- стное развитие студента должно быть ориентировано также на активиза- цию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и со- хранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей массовизации, глобализации и постоянно возрастающей социальной неопределенности именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуще- ствлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Как отмечал С.А. Левицкий, сохранение своего индивидуального лица «в обезличи- вающем потоке общественной стихии... есть категорический императив личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право на эпитет человеческая» (Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. С.365). 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »