Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 64 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

63
шения, им воспринимается на этом же уровне, поскольку всегда есть вер-
бальный мир (назовем его так), который сам порождает псевдовопросы,
псевдопроблемы, псевдомысли, и отличить их от истинной мысли практи-
чески невозможно.
Возьмем, к примеру, пушкинскую фразу «На свете счастья нет, но есть
покой и воля» и зададимся вопросом: можно ли, когда человек говорит «я
хочу покоя» или «я стремлюсь к покою», отличить покой от стремления
ленивого человека к покою? Я, например, десятки раз попадал именно в
такую ситуацию со словом «покой» – особенно в контексте русской куль-
туры, в которой присутствует довольно сильный комплекс антимещанства
и считается, что если человеку хорошо, то это плохо, значит, по определению
он мещанин. Это можно было бы и дальше расшифровывать, но я возвращаю
вас к реальной жизненной ситуации, когда самое большее, на мой взгляд, че-
го можно хотеть, – это, действительно, внутреннего покоя. Но чем в таком
случае отличается этот «внутренний покой» от желания покоя ленивым
человеком? Как отличать одно от другого и как сформулировать вопрос?
Почему один вопрос умен, а другойглуп? Ведь само отличение умного
от неумного уже было бы актом ума, но если вы актом ума отличаете си-
мулякр от ума, то сам этот акт, его критерии вы не сможете определить.
В курсе лекций по метафизике прозы Марселя Пруста мне приходилось
уже показывать; что знаменитый роман Прустаэто запись духовного
странствия или мистического путешествия души в мире. Еще раз восполь-
зуюсь сходством проводимой тогда аналогии этого странствия с дантов-
ским путешествием по Аду, когда Данте оказался перед зрелищем знаме-
нитого «чудовища обмана», которое он-то видит ясно, но вдруг чувствует,
что описать его невозможно. Невозможно другому передать увиденное,
поскольку для другого глаза (или уха) сказанные слова могут оказаться
привычными. И проскочить мимо этих слов невозможно, так как всегда
есть только те слова, которые есть. И Данте чувствует: если он скажет их,
то это уже будет не то, что он видит. И тогда он вдруг восклицает:
Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами...
Почему? Потому что в то мгновение, когда вы уже почти готовы вы-
сказать истину, вы вдруг обнаруживаете, что она похожа на существую-
щую ложь и, если вы ее произнесете, она совпадет с существующей ло-
жью. Поэтому приходится молчать.
Теперь посмотрим, что же у нас получилось в продвижении по этой
горной тропинке мысли? Первоечувственных радостей мы лишились;
если мы собираемся мыслить, нас не выручат промежуточные успехи. На-
гой меч перед нами, мысли острый луч! И второеесли нам повезет, мы
оказываемся в мысли вынужденными к молчанию. Поскольку в любой
шения, им воспринимается на этом же уровне, поскольку всегда есть вер-
бальный мир (назовем его так), который сам порождает псевдовопросы,
псевдопроблемы, псевдомысли, и отличить их от истинной мысли практи-
чески невозможно.
    Возьмем, к примеру, пушкинскую фразу «На свете счастья нет, но есть
покой и воля» и зададимся вопросом: можно ли, когда человек говорит «я
хочу покоя» или «я стремлюсь к покою», отличить покой от стремления
ленивого человека к покою? Я, например, десятки раз попадал именно в
такую ситуацию со словом «покой» – особенно в контексте русской куль-
туры, в которой присутствует довольно сильный комплекс антимещанства
и считается, что если человеку хорошо, то это плохо, значит, по определению
он мещанин. Это можно было бы и дальше расшифровывать, но я возвращаю
вас к реальной жизненной ситуации, когда самое большее, на мой взгляд, че-
го можно хотеть, – это, действительно, внутреннего покоя. Но чем в таком
случае отличается этот «внутренний покой» от желания покоя ленивым
человеком? Как отличать одно от другого и как сформулировать вопрос?
Почему один вопрос умен, а другой – глуп? Ведь само отличение умного
от неумного уже было бы актом ума, но если вы актом ума отличаете си-
мулякр от ума, то сам этот акт, его критерии вы не сможете определить.
    В курсе лекций по метафизике прозы Марселя Пруста мне приходилось
уже показывать; что знаменитый роман Пруста – это запись духовного
странствия или мистического путешествия души в мире. Еще раз восполь-
зуюсь сходством проводимой тогда аналогии этого странствия с дантов-
ским путешествием по Аду, когда Данте оказался перед зрелищем знаме-
нитого «чудовища обмана», которое он-то видит ясно, но вдруг чувствует,
что описать его невозможно. Невозможно другому передать увиденное,
поскольку для другого глаза (или уха) сказанные слова могут оказаться
привычными. И проскочить мимо этих слов невозможно, так как всегда
есть только те слова, которые есть. И Данте чувствует: если он скажет их,
то это уже будет не то, что он видит. И тогда он вдруг восклицает:
                  Мы истину, похожую на ложь,
                  Должны хранить сомкнутыми устами...
   Почему? Потому что в то мгновение, когда вы уже почти готовы вы-
сказать истину, вы вдруг обнаруживаете, что она похожа на существую-
щую ложь и, если вы ее произнесете, она совпадет с существующей ло-
жью. Поэтому приходится молчать.
   Теперь посмотрим, что же у нас получилось в продвижении по этой
горной тропинке мысли? Первое – чувственных радостей мы лишились;
если мы собираемся мыслить, нас не выручат промежуточные успехи. На-
гой меч перед нами, мысли острый луч! И второе – если нам повезет, мы
оказываемся в мысли вынужденными к молчанию. Поскольку в любой

                                                                        63