Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 66 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
5
век ведь не может мыслью остановить ее, мысль не властна над реально-
стью. Однако, по ясно оговоренной этими же мыслителями позиции, на
самом деле столь же мистичен при этом и сам акт движения нашей руки.
Вдумайтесь, каким образом я могу мыслью приводить в движение руку?
Кто это знает и кто, если выражаться на псевдонаучном языке, имеет мо-
дель этого происшествия? Как вообще материальное можно, во-первых,
привести в движение и, во-вторых, одновременно мыслью координировать
все элементы такого движения? Любой анатом нам скажет, имея в виду
даже сочетание двух мускулов, что сделать это невозможно. И тем не ме-
нее какой-то духовный приказ (мысль) приводит руку в движение. Но это
такая же мистика, как если бы кто-то остановил Луну или Солнце.
Этот до ужаса простой и загадочный пример относится все к тому же
живому, которое может быть задавлено и искать себе выражения. И пока
все в порядке, действия, которые мы не можем совершать чистой логикой,
а совершаем каким-то духовным приказом, проходят, совершаются. Все
обстоятельства складываются так, что, если человек действительно желает
двигать рукой, он двигает ею. Но ведь бывает еще и выразительный акт
движения. И если не все проходит гладко, причем независимо от нас, как в
пляске св. Витта, то движение руки может оказаться невыразительным. Я
уже не говорю о том, что в момент выражения мысли она располагается на
энном числе точек и, следовательно, когда я рассуждаю и вы что-то пони-
маете, моя мысль одновременно существует и в ваших головах. Однако,
как это происходит, никто не знает, хотя, если происходит, мы узнаем об
этом по акту восприятия.
Итак, вернемся к тому, что мы зафиксировали. Значит, у нас есть какое-
то состояниеназовем его условно переживанием. Впоследствии мы бу-
дем вести это переживание к состоянию мысли, но пока мы не знаем, что
это такое. Назовем это просто переживаемым нами состоянием, в котором
с очевидностью мы живы в проживании этого состояния. Несмотря на то,
что этому живому состоянию может и не быть места. Вопрос этот, как вы
теперь понимаете, отнюдь не простой. Он связан с какой-то тайной в ми-
роздании. На примере с Луной мы убедились, что таинственно даже про-
стое движение руки и при этом может происходить координация, во-
первых, многих элементовслишком многих для нашего ума, а во-вторых,
несовместимых один с другим, как материя несовместима с духом.
Есть все же какая-то тайна, располагающаяся в соединении души и на-
шего тела. Кстати, Декарт в свое время (хотя его часто упрекают в дуализ-
ме, которым он якобы разделил мир на две субстанциимысленную и те-
лесную) предупреждал о возможном существовании, так сказать, и третьей
субстанции, а именно союза тела и души, которое (то есть ее существова-
ние) ниоткуда не выводимо. В этом предположении он исходил, естест-
век ведь не может мыслью остановить ее, мысль не властна над реально-
стью. Однако, по ясно оговоренной этими же мыслителями позиции, на
самом деле столь же мистичен при этом и сам акт движения нашей руки.
Вдумайтесь, каким образом я могу мыслью приводить в движение руку?
Кто это знает и кто, если выражаться на псевдонаучном языке, имеет мо-
дель этого происшествия? Как вообще материальное можно, во-первых,
привести в движение и, во-вторых, одновременно мыслью координировать
все элементы такого движения? Любой анатом нам скажет, имея в виду
даже сочетание двух мускулов, что сделать это невозможно. И тем не ме-
нее какой-то духовный приказ (мысль) приводит руку в движение. Но это
такая же мистика, как если бы кто-то остановил Луну или Солнце.
    Этот до ужаса простой и загадочный пример относится все к тому же
живому, которое может быть задавлено и искать себе выражения. И пока
все в порядке, действия, которые мы не можем совершать чистой логикой,
а совершаем каким-то духовным приказом, проходят, совершаются. Все
обстоятельства складываются так, что, если человек действительно желает
двигать рукой, он двигает ею. Но ведь бывает еще и выразительный акт
движения. И если не все проходит гладко, причем независимо от нас, как в
пляске св. Витта, то движение руки может оказаться невыразительным. Я
уже не говорю о том, что в момент выражения мысли она располагается на
энном числе точек и, следовательно, когда я рассуждаю и вы что-то пони-
маете, моя мысль одновременно существует и в ваших головах. Однако,
как это происходит, никто не знает, хотя, если происходит, мы узнаем об
этом по акту восприятия.
    Итак, вернемся к тому, что мы зафиксировали. Значит, у нас есть какое-
то состояние – назовем его условно переживанием. Впоследствии мы бу-
дем вести это переживание к состоянию мысли, но пока мы не знаем, что
это такое. Назовем это просто переживаемым нами состоянием, в котором
с очевидностью мы живы в проживании этого состояния. Несмотря на то,
что этому живому состоянию может и не быть места. Вопрос этот, как вы
теперь понимаете, отнюдь не простой. Он связан с какой-то тайной в ми-
роздании. На примере с Луной мы убедились, что таинственно даже про-
стое движение руки и при этом может происходить координация, во-
первых, многих элементов – слишком многих для нашего ума, а во-вторых,
несовместимых один с другим, как материя несовместима с духом.
    Есть все же какая-то тайна, располагающаяся в соединении души и на-
шего тела. Кстати, Декарт в свое время (хотя его часто упрекают в дуализ-
ме, которым он якобы разделил мир на две субстанции – мысленную и те-
лесную) предупреждал о возможном существовании, так сказать, и третьей
субстанции, а именно союза тела и души, которое (то есть ее существова-
ние) ниоткуда не выводимо. В этом предположении он исходил, естест-

                                                                       65