Составители:
Рубрика:
64
данный момент есть все слова, и они же – симулякры. Но чаще всего, как
известно, люди не склонны к молчанию, и их душа начинает кричать, ста-
новится похожей на движения человека, пораженного хореей, болезнью,
называемой еще «пляской св. Витта».
Болезнь эта выражается в том, что все члены тела – ноги, руки, все соз-
данное для жеста и движения – начинают сами по себе двигаться, причем в
определенном порядке, подчиняясь определенному ритму. Скажем, рука
делает жест, затем вторая рука делает такой же жест, за ней нога, и живое
человеческое тело превращается в автоматический самодвижущийся меха-
низм. Но представьте себе, что внутри этого механизма – живая душа, и это
она совершает движения помимо ее воли. Как же она должна кричать тогда
внутри цикла этих вынужденных движений! А если, например, растянуть
их во времени и представить, что, может быть, и вся наша жизнь такая же
пляска св. Витта? Когда человек впадает в эту пляску и выйти из нее не мо-
жет. Разве душа от этого перестает существовать? Она же где-то там затаи-
лась, заданная; живое восприятие, живая душа – где-то она существует?!
Так вот, если мы возьмем эту метафору, растянем ее во времени и
предположим, что такое состояние может длиться, скажем, не пять минут
и не выражаться в виде болезни, а продолжаться всю жизнь и сопровож-
даться непрерывным говорением, переживаниями и т. д., то это и будет эк-
зистенциальной пляской св. Витта. Тогда мы получаем единственное зна-
ние: я могу испытывать живое состояние, а в это время место уже занято;
повернулся, а на стуле сидит симулякр, двойник, и мне некуда деться с мо-
ей мыслью. Следовательно, в области мысли можно испытывать не только
радость, но и трагическую боль отсутствия, попадать в ситуацию, когда
конкретный, налаженный механизм мира буквально вытесняет, давит сво-
ей глыбой несомненное для меня живое состояние. Казалось бы, мое «Я»
для меня абсолютно очевидно, а ему нет места в реальности. Обычно это и
называют проблемой самовыражения, когда человек говорит о чем-то не-
выразимом и страдает от непонимания других, именно этому живому пе-
реживанию не находится места в мире действий и выражений (которые
тоже действия), оно уже занято.
Я хотел двинуть рукой, а она уже движется в пляске св. Витта.
Но двинемся дальше по этой извилистой тропинке. Когда в свое время
обосновывали и вырабатывали научный взгляд на вещи, то есть создавали
объективную картину мира и основанную на ней науку, мыслители в каче-
стве примера, которым мы отличаем научную реальность от видимой ре-
альности, приводили следующий. Они рассуждали примерно так (полагая,
что отличение самого научного представления от реальности есть акт мыс-
ли): если бы было возможно движением руки остановить движение Луны
на ее орбите, то это был бы совершенно мистический акт. Поскольку чело-
данный момент есть все слова, и они же симулякры. Но чаще всего, как известно, люди не склонны к молчанию, и их душа начинает кричать, ста- новится похожей на движения человека, пораженного хореей, болезнью, называемой еще «пляской св. Витта». Болезнь эта выражается в том, что все члены тела ноги, руки, все соз- данное для жеста и движения начинают сами по себе двигаться, причем в определенном порядке, подчиняясь определенному ритму. Скажем, рука делает жест, затем вторая рука делает такой же жест, за ней нога, и живое человеческое тело превращается в автоматический самодвижущийся меха- низм. Но представьте себе, что внутри этого механизма живая душа, и это она совершает движения помимо ее воли. Как же она должна кричать тогда внутри цикла этих вынужденных движений! А если, например, растянуть их во времени и представить, что, может быть, и вся наша жизнь такая же пляска св. Витта? Когда человек впадает в эту пляску и выйти из нее не мо- жет. Разве душа от этого перестает существовать? Она же где-то там затаи- лась, заданная; живое восприятие, живая душа где-то она существует?! Так вот, если мы возьмем эту метафору, растянем ее во времени и предположим, что такое состояние может длиться, скажем, не пять минут и не выражаться в виде болезни, а продолжаться всю жизнь и сопровож- даться непрерывным говорением, переживаниями и т. д., то это и будет эк- зистенциальной пляской св. Витта. Тогда мы получаем единственное зна- ние: я могу испытывать живое состояние, а в это время место уже занято; повернулся, а на стуле сидит симулякр, двойник, и мне некуда деться с мо- ей мыслью. Следовательно, в области мысли можно испытывать не только радость, но и трагическую боль отсутствия, попадать в ситуацию, когда конкретный, налаженный механизм мира буквально вытесняет, давит сво- ей глыбой несомненное для меня живое состояние. Казалось бы, мое «Я» для меня абсолютно очевидно, а ему нет места в реальности. Обычно это и называют проблемой самовыражения, когда человек говорит о чем-то не- выразимом и страдает от непонимания других, именно этому живому пе- реживанию не находится места в мире действий и выражений (которые тоже действия), оно уже занято. Я хотел двинуть рукой, а она уже движется в пляске св. Витта. Но двинемся дальше по этой извилистой тропинке. Когда в свое время обосновывали и вырабатывали научный взгляд на вещи, то есть создавали объективную картину мира и основанную на ней науку, мыслители в каче- стве примера, которым мы отличаем научную реальность от видимой ре- альности, приводили следующий. Они рассуждали примерно так (полагая, что отличение самого научного представления от реальности есть акт мыс- ли): если бы было возможно движением руки остановить движение Луны на ее орбите, то это был бы совершенно мистический акт. Поскольку чело- 64
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- …
- следующая ›
- последняя »