Составители:
Рубрика:
4
6
* * *
Термин “проблемное изложение” появился в педагогической литерату-
ре в середине 60-х годов для обозначения одной из разновидностей объяс-
нения материала учителем и принадлежит М.И. Кругляку
2
. Однако истоки
теории и практики проблемного изложения следует искать еще в античной
педагогике: первые попытки обосновать правила монологической речи
принадлежат Аристотелю. В своей “Риторике” (335 г. до н.э.) он рассмат-
ривает, наряду с другими приемами, используемыми в речи, постановку в
наиболее важных местах ораторского монолога риторических вопросов,
которые он называет “
эффектными” и “вызывающими интерес и внима-
ние”
3
и которые сегодня можно определить как проблемные.
Педагогика прошлого высоко оценивала возможности изложения зна-
ний учителем и обращала внимание на некоторые важные требования к
нему. Изложение учителя должно содержать “познания, следующие одно
за другим в психологически правильной последовательности”
4
. К изложе-
нию следует прибегать тогда, когда необходимо “сочетать расчленяемые
предметы”, “выдвигать главные мысли и систематично, упорядоченно раз-
вивать их”
5
. “Главное в рассказе учителя заключается в том, смотрит ли
учитель или лектор на свой предмет как на нечто завершенное... или разра-
батывает его как подлежащий еще исследованию, рассмотрению, установ-
лению. В первом случае даются положительные ответы раньше, чем были
предложены вопросы, и обыкновенно раньше, чем у учеников возбуждено
желание задавать
вопросы... Во втором случае, наоборот, общее и частное
в изложении облекается в вопросы, ответы на которые жаждет ученик, по-
тому что он сам их себе задал”(А. Дистервег)
6
.
Главная цель “рассказываний” - присутствие в них “реального содер-
жания”, “полезных сведений” - и при этом упражнение детей в языке и
“умственная гимнастика”, т.е. “приучение детского ума к логичности”. При
рассказывании полезно “вызывать из дитяти два или многие, уже сущест-
вующие в его душе, представления, обращая его внимание на противоре-
чие
или сходство этих представлений”
7
. К изложению нужно прибегать
2
См.: Кругляк М.И. О проблемном изложении учебного материала // Вопро-
сы активизации мышления и творческой деятельности: Тезисы докладов на меж-
вузовской конференции. - М., 1964.
3
См.: Зимняя И.Я. Психологические особенности восприятия лекции в ауди-
тории. - М., 1970.
4
Песталоцци Г. Избр. пед. соч. Т.3. - М., 1909. - С.114.
5
Гербарт И. Главнейшие педагогические сочинения. - М., 1906. - С.128, 130.
6
Дистервег А. Избр. пед. соч. - М., 1956. - С.156, 237.
7
Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т.3 (дополнительный).- М., 1939.- С.75, 187.
*** Термин проблемное изложение появился в педагогической литерату- ре в середине 60-х годов для обозначения одной из разновидностей объяс- нения материала учителем и принадлежит М.И. Кругляку2. Однако истоки теории и практики проблемного изложения следует искать еще в античной педагогике: первые попытки обосновать правила монологической речи принадлежат Аристотелю. В своей Риторике (335 г. до н.э.) он рассмат- ривает, наряду с другими приемами, используемыми в речи, постановку в наиболее важных местах ораторского монолога риторических вопросов, которые он называет эффектными и вызывающими интерес и внима- ние3 и которые сегодня можно определить как проблемные. Педагогика прошлого высоко оценивала возможности изложения зна- ний учителем и обращала внимание на некоторые важные требования к нему. Изложение учителя должно содержать познания, следующие одно за другим в психологически правильной последовательности4. К изложе- нию следует прибегать тогда, когда необходимо сочетать расчленяемые предметы, выдвигать главные мысли и систематично, упорядоченно раз- вивать их5. Главное в рассказе учителя заключается в том, смотрит ли учитель или лектор на свой предмет как на нечто завершенное... или разра- батывает его как подлежащий еще исследованию, рассмотрению, установ- лению. В первом случае даются положительные ответы раньше, чем были предложены вопросы, и обыкновенно раньше, чем у учеников возбуждено желание задавать вопросы... Во втором случае, наоборот, общее и частное в изложении облекается в вопросы, ответы на которые жаждет ученик, по- тому что он сам их себе задал(А. Дистервег)6. Главная цель рассказываний - присутствие в них реального содер- жания, полезных сведений - и при этом упражнение детей в языке и умственная гимнастика, т.е. приучение детского ума к логичности. При рассказывании полезно вызывать из дитяти два или многие, уже сущест- вующие в его душе, представления, обращая его внимание на противоре- чие или сходство этих представлений7. К изложению нужно прибегать 2 См.: Кругляк М.И. О проблемном изложении учебного материала // Вопро- сы активизации мышления и творческой деятельности: Тезисы докладов на меж- вузовской конференции. - М., 1964. 3 См.: Зимняя И.Я. Психологические особенности восприятия лекции в ауди- тории. - М., 1970. 4 Песталоцци Г. Избр. пед. соч. Т.3. - М., 1909. - С.114. 5 Гербарт И. Главнейшие педагогические сочинения. - М., 1906. - С.128, 130. 6 Дистервег А. Избр. пед. соч. - М., 1956. - С.156, 237. 7 Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т.3 (дополнительный).- М., 1939.- С.75, 187. 46
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »