Проблемное обучение в начальной школе - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

54
ГЛАВА V
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
В системе методов проблемного обучения особое место занимает эври-
стическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа
именуется также сократической
1
. Эвристическая беседа имеет двухтысяче-
летнюю историю, однако наиболее продуктивный период ее изучения на-
чался с середины 50-х годов XX века в связи с разработкой концепции
проблемного обучения. В общей педагогике ее исследовали И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткин, Н.М. Плескацевич, С.И. Брызгалова; в частных методиках -
В.И. Капинос, Н.
М. Кудряшов (русский язык и литература), Ю.Н. Кулют-
кин, Г.С. Сухобская (математика), Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, П.С. Лей-
бенгруб, И.Я. Лернер (история); в методике начального обучения - Н.Г.
Каневская, Н.А. Погорелова. В результате этих исследований определи-
лись сущность эвристической беседы
2
, ее структура, типы, функции, место
в обучении младших школьников; разработана также система методиче-
ских приемов, позволяющих практикующему учителю реализовать эври-
стическую беседу в своей педагогической деятельности.
Что представляет собой сущность эвристической беседы? “Эвристиче-
ская беседа, - пишет М.Н. Скаткин, - вопросно - ответная форма обучения,
при которой учитель не сообщает учащимся готовых
знаний, а умело по-
ставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся
знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым поня-
тиям, выводам и правилам
3
.
1
Оговоримся, что разные авторы называют эвристическую беседу по-
разному: сообщающая беседа, развивающая беседа, эвристический метод, анали-
тический способ, сократическая беседа, частично-поисковый метод (в последнем
случае эвристическая беседа описывается как одна из форм названного метода).
2
Мы считаем, что эвристическая беседа является методом обучения, входя-
щим
в триаду методов проблемного обучения вместе с проблемным изложением
и исследовательским методом, и одновременно выступает как вопросно-ответ-
ная форма этого метода.
3
Скаткин М.Н. Эвристическая беседа // Пед.энциклопедия. - М.: Советская
энциклопедия, 1968. - Т.4. - С.740.
                                ГЛАВА V

                      ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

   В системе методов проблемного обучения особое место занимает эври-
стическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа
именуется также сократической1. Эвристическая беседа имеет двухтысяче-
летнюю историю, однако наиболее продуктивный период ее изучения на-
чался с середины 50-х годов XX века в связи с разработкой концепции
проблемного обучения. В общей педагогике ее исследовали И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткин, Н.М. Плескацевич, С.И. Брызгалова; в частных методиках -
В.И. Капинос, Н.М. Кудряшов (русский язык и литература), Ю.Н. Кулют-
кин, Г.С. Сухобская (математика), Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, П.С. Лей-
бенгруб, И.Я. Лернер (история); в методике начального обучения - Н.Г.
Каневская, Н.А. Погорелова. В результате этих исследований определи-
лись сущность эвристической беседы2, ее структура, типы, функции, место
в обучении младших школьников; разработана также система методиче-
ских приемов, позволяющих практикующему учителю реализовать эври-
стическую беседу в своей педагогической деятельности.
   Что представляет собой сущность эвристической беседы? “Эвристиче-
ская беседа, - пишет М.Н. Скаткин, - вопросно - ответная форма обучения,
при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело по-
ставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся
знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым поня-
тиям, выводам и правилам”3.

     1
      Оговоримся, что разные авторы называют эвристическую беседу по-
разному: сообщающая беседа, развивающая беседа, эвристический метод, анали-
тический способ, сократическая беседа, частично-поисковый метод (в последнем
случае эвристическая беседа описывается как одна из форм названного метода).
    2
      Мы считаем, что эвристическая беседа является методом обучения, входя-
щим в триаду методов проблемного обучения вместе с проблемным изложением
и исследовательским методом, и одновременно выступает как вопросно-ответ-
ная форма этого метода.
    3
      Скаткин М.Н. Эвристическая беседа // Пед.энциклопедия. - М.: Советская
энциклопедия, 1968. - Т.4. - С.740.
54