Составители:
Рубрика:
59
Вопрос, представляя сложное взаимодействие отношений: а) предмет-
ного, б) логического, в) психологического, г) синтаксического характера -
широко освещен в специальной литературе - по философии, логике, психо-
логии, языкознанию, являясь обязательным компонентом беседы как об-
щепедагогической категории, и нашел достаточно обширное отражение в
педагогической литературе (см. главу III “Проблемный вопрос”).
В чем состоит назначение вопроса
в эвристической беседе? Вопрос в
ней, как несущий противоречивое отношение двух видов знания (знание
сущности и знание о незнании) выполняет функцию побудительного моти-
ва к превращению знания о незнании в знание сущности. Вопрос в эври-
стической беседе есть тот первый шаг выхода за пределы имеющихся зна-
ний, без которых невозможно
направленное познавательное движение
мышления, так как вопросная форма выражает наличие проблемы и ставит
саму проблему. Вопрос эвристической беседы - это мыслительная задача,
решение которой открывает учащимся путь к дальнейшему отысканию ис-
тины. Благодаря вопросу мысль ученика находит выход там, где ему уже
казалось невозможным найти новое решение. Каждый вопрос эвристиче-
ской беседы
, следовательно, есть шаг по направлению мысли к достиже-
нию определенной цели. Постановка нового вопроса всякий раз вызывает
потребность искать выход из ситуации, что, в свою очередь, вызывает ак-
туализацию в прежних знаниях материала, необходимого для ответа на
выдвинутые вопросы.
Вопрос и ответ органически связаны между собой и имеют ряд точек
соприкосновения, расположенных на линии единого для них предмета, хо-
тя функции у них совершенно противоположные: вопрос определяет пред-
мет искомого, ответ определяет найденное его содержание.
В эвристической беседе ответ на вопрос представляет не только резуль-
тат знаний, но и процесс овладения знаниями. И каждый новый вопрос
указывает на имеющуюся незаконченность знаний
учащегося и выражает
побуждение к пополнению недостающих знаний. Ответы как структурный
элемент эвристической беседы - это “собственные” ответы учащегося: уче-
ник не видел их готовыми в учебнике и не слышал в рассказе учителя. Они
“вырабатываются” в ходе мыслительной деятельности на базе известных
ученику фактов и обобщений с помощью собственных усилий.
Таким
образом, анализ структуры помогает проникнуть в сущность эв-
ристической беседы, дает возможность полнее выявить ее природу. Но во-
прос и ответ как структурные элементы присущи любой беседе, в том чис-
ле и катехизической. В чем же специфика структуры именно эвристиче-
ской беседы?
Вопрос, представляя сложное взаимодействие отношений: а) предмет- ного, б) логического, в) психологического, г) синтаксического характера - широко освещен в специальной литературе - по философии, логике, психо- логии, языкознанию, являясь обязательным компонентом беседы как об- щепедагогической категории, и нашел достаточно обширное отражение в педагогической литературе (см. главу III Проблемный вопрос). В чем состоит назначение вопроса в эвристической беседе? Вопрос в ней, как несущий противоречивое отношение двух видов знания (знание сущности и знание о незнании) выполняет функцию побудительного моти- ва к превращению знания о незнании в знание сущности. Вопрос в эври- стической беседе есть тот первый шаг выхода за пределы имеющихся зна- ний, без которых невозможно направленное познавательное движение мышления, так как вопросная форма выражает наличие проблемы и ставит саму проблему. Вопрос эвристической беседы - это мыслительная задача, решение которой открывает учащимся путь к дальнейшему отысканию ис- тины. Благодаря вопросу мысль ученика находит выход там, где ему уже казалось невозможным найти новое решение. Каждый вопрос эвристиче- ской беседы, следовательно, есть шаг по направлению мысли к достиже- нию определенной цели. Постановка нового вопроса всякий раз вызывает потребность искать выход из ситуации, что, в свою очередь, вызывает ак- туализацию в прежних знаниях материала, необходимого для ответа на выдвинутые вопросы. Вопрос и ответ органически связаны между собой и имеют ряд точек соприкосновения, расположенных на линии единого для них предмета, хо- тя функции у них совершенно противоположные: вопрос определяет пред- мет искомого, ответ определяет найденное его содержание. В эвристической беседе ответ на вопрос представляет не только резуль- тат знаний, но и процесс овладения знаниями. И каждый новый вопрос указывает на имеющуюся незаконченность знаний учащегося и выражает побуждение к пополнению недостающих знаний. Ответы как структурный элемент эвристической беседы - это собственные ответы учащегося: уче- ник не видел их готовыми в учебнике и не слышал в рассказе учителя. Они вырабатываются в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученику фактов и обобщений с помощью собственных усилий. Таким образом, анализ структуры помогает проникнуть в сущность эв- ристической беседы, дает возможность полнее выявить ее природу. Но во- прос и ответ как структурные элементы присущи любой беседе, в том чис- ле и катехизической. В чем же специфика структуры именно эвристиче- ской беседы? 59
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »