Знаково-символическая деятельность и её генез. Будякова Т.П. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
Л.С. Выготский связывает с расширением форм общения со взрослым,
с появлением жестов общения на основе редукции предметного дей-
ствия (см. описанную Л.С. Выготским схему появления жеста указа-
ния).
Согласно Л.С. Выготскому, жест дает начало речи, игре, рисо-
ванию, т.е. символическим деятельностям первого порядка (непосред-
ственно отражающими
действительность), затем рисование и игра
дают начало письменной речи, символической деятельности второго
порядка (являющейся отражением не непосредственно реальности, а
рисунка или игры).
Л.С. Выготский объясняет связь рисования и игры с жестом тем,
что жест в игреэто символическое действие с предметом-
заместителем, которое сообщает значение выбранному заместителю.
Например, значение
кукле придает система жестов ребенка, когда он
обращается с куклой, как с человеком. Значение палочки (в игре
лошадь”) также придает жест. В рисовании жест сопровождает кара-
кули ребенка и означивает их, и только затемрисование, поддержан-
ное сначала жестом, становится самостоятельным знаком” (10, с.182).
Развитие игры и рисования Л.С. Выготокий
видит в усвоении их
как особых форм речи. “Детская символическая игра... может быть
понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сооб-
щающих или указывающих значение различных игрушек” (31, с.182).
В игре также можем наблюдать предметное письмо (см. описанную
Л.С. Выготским игру в доктора, где атрибутами, имеющими специ-
альное значение
, выступают часы, ключи и т.д.). И хотя каждый из
элементов такой игры имеет свое игровое название, значения они и
вся ситуация в целом приобретают только после того, как ребенок на-
чинает выполнять с ними игровые действия. Рисование ребенкаэто
уже не предметная, асвоеобразная графическая речь, графический
рассказ о
чем-либо” (10, с.186). Функцией рисунка Л.С.Выготский
объясняет и схематический характер первых детских рисунков. Схе-
матический рисунок Л.С. Выготский объясняет тем, что ребенок
стремится что-то передать этой специфической речью: “схемы, отли-
чающие первые детские рисунки,… напоминают словесные понятия,
которые сообщают только существенные и постоянные признаки
предметов” (10, с.182), т
.е. отмечается знаковый, а не изобразитель-
ный характер первых детских рисунков.
Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие в совре-
менной советской психологии.
А.Н. Леонтьевым проблема знака рассматривается в контексте
развития деятельности. Структуру и целостность деятельности (по
А.Н.Леонтьеву) задает реальность, которая порождает деятельность.
Предметность деятельности задает предметность
окружающего мира.
                                   10

Л.С. Выготский связывает с расширением форм общения со взрослым,
с появлением жестов общения на основе редукции предметного дей-
ствия (см. описанную Л.С. Выготским схему появления жеста указа-
ния).
      Согласно Л.С. Выготскому, жест дает начало речи, игре, рисо-
ванию, т.е. символическим деятельностям первого порядка (непосред-
ственно отражающими действительность), затем рисование и игра
дают начало письменной речи, символической деятельности второго
порядка (являющейся отражением не непосредственно реальности, а
рисунка или игры).
      Л.С. Выготский объясняет связь рисования и игры с жестом тем,
что жест в игре — это символическое действие с предметом-
заместителем, которое сообщает значение выбранному заместителю.
Например, значение кукле придает система жестов ребенка, когда он
обращается с куклой, как с человеком. Значение палочки (в игре –
“лошадь”) также придает жест. В рисовании жест сопровождает кара-
кули ребенка и означивает их, и только затем “рисование, поддержан-
ное сначала жестом, становится самостоятельным знаком” (10, с.182).
      Развитие игры и рисования Л.С. Выготокий видит в усвоении их
как особых форм речи. “Детская символическая игра... может быть
понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сооб-
щающих или указывающих значение различных игрушек” (31, с.182).
В игре также можем наблюдать предметное письмо (см. описанную
Л.С. Выготским игру в доктора, где атрибутами, имеющими специ-
альное значение, выступают часы, ключи и т.д.). И хотя каждый из
элементов такой игры имеет свое игровое название, значения они и
вся ситуация в целом приобретают только после того, как ребенок на-
чинает выполнять с ними игровые действия. Рисование ребенка — это
уже не предметная, а “своеобразная графическая речь, графический
рассказ о чем-либо” (10, с.186). Функцией рисунка Л.С.Выготский
объясняет и схематический характер первых детских рисунков. Схе-
матический рисунок Л.С. Выготский объясняет тем, что ребенок
стремится что-то передать этой специфической речью: “схемы, отли-
чающие первые детские рисунки,… напоминают словесные понятия,
которые сообщают только существенные и постоянные признаки
предметов” (10, с.182), т.е. отмечается знаковый, а не изобразитель-
ный характер первых детских рисунков.
      Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие в совре-
менной советской психологии.
      А.Н. Леонтьевым проблема знака рассматривается в контексте
развития деятельности. Структуру и целостность деятельности (по
А.Н.Леонтьеву) задает реальность, которая порождает деятельность.
Предметность деятельности задает предметность окружающего мира.