Знаково-символическая деятельность и её генез. Будякова Т.П. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
витием знака. “В наших экспериментах, — пишет Л.С. Выготский, мы
могли наблюдать, как в зависимости от изменения места среднего
стимула (знака) в поведении изменяется и сама структура всего про-
цесса” (10, с.116). Естественная стадия характеризуется прямой, непо-
средственной связью стимула и реакции, затем идет стадия детской
примитивности, где совершается так называемая
естественная история
знака, где знак с помощью взрослого рождается из инстинктивных ре-
акций ребенка. Начиная, примерно, с девяти месяцев, наступает куль-
турная стадия в развитии ребенка, где развитие знака идет уже по со-
циальным законам.
В конечном счете Л.С. Выготский приходит к выводу онеоб-
ходимости выделить самостоятельную историю
знаковых процессов,
образующих особую линию в общей истории психического развития
ребенка” (12, с. 55). Указывая на ведущую роль знаковых процессов в
общем развитии ребенка, Л.С.Выготский отмечает, что онивозника-
ют не как нечто привносимое извне или изнутри в общий процесс
психического развития ребенка, но как естественный результат этого
процесса” (12, с. 66). Это
положение является принципиальным при
решении вопроса о происхождении символической деятельности.
Л.С. Выготский говорит об этом так: “Знаковые операции - не просто
изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают от
чего-то такого, что первоначально не является знаковой ситуацией, и
что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из
которых
каждое обуславливает последующую ступень, будучи само
обусловлено предыдущей, и связывая их как стадии единого, истори-
ческого, по своей природе, процесса” (12, с. 66).
Возникновение символической деятельности, в первую очередь
в ее речевой форме, Л.С. Выготский связывает с развитием практиче-
ской деятельности ребенка. Указывая на роль слова в культурном раз-
витии ребенка, Л
.С. Выготский отмечал, что называние предмета сло-
вом есть не одномоментное открытие того, что каждая вещь имеет
свое название, а здесь происходит усвоение новых способов опериро-
вания вещами, в том числе с помощью их называния.
Практическая деятельность и речь развиваются взаимосвязано.
Речь, включаясь в практическую деятельность, преобразует ее, сама
наполняясь
предметным содержанием и затем становится средством
управления деятельностью ребенка, выполняя планирующую функ-
цию, предвосхищая дальнейшую деятельность.
Л.С. Выготский подчеркивал социальную природу символиче-
ской деятельности: “Всякая символическая деятельность ребенка была
некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути
развития до самых высших его точек социальный способ функциони-
рования” (12, с. 56). Дальнейшее
развитие символической функции
                                    9

витием знака. “В наших экспериментах, — пишет Л.С. Выготский, мы
могли наблюдать, как в зависимости от изменения места среднего
стимула (знака) в поведении изменяется и сама структура всего про-
цесса” (10, с.116). Естественная стадия характеризуется прямой, непо-
средственной связью стимула и реакции, затем идет стадия детской
примитивности, где совершается так называемая естественная история
знака, где знак с помощью взрослого рождается из инстинктивных ре-
акций ребенка. Начиная, примерно, с девяти месяцев, наступает куль-
турная стадия в развитии ребенка, где развитие знака идет уже по со-
циальным законам.
      В конечном счете Л.С. Выготский приходит к выводу о “необ-
ходимости выделить самостоятельную историю знаковых процессов,
образующих особую линию в общей истории психического развития
ребенка” (12, с. 55). Указывая на ведущую роль знаковых процессов в
общем развитии ребенка, Л.С.Выготский отмечает, что они “возника-
ют не как нечто привносимое извне или изнутри в общий процесс
психического развития ребенка, но как естественный результат этого
процесса” (12, с. 66). Это положение является принципиальным при
решении вопроса о происхождении символической деятельности.
Л.С. Выготский говорит об этом так: “Знаковые операции - не просто
изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают от
чего-то такого, что первоначально не является знаковой ситуацией, и
что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из
которых каждое обуславливает последующую ступень, будучи само
обусловлено предыдущей, и связывая их как стадии единого, истори-
ческого, по своей природе, процесса” (12, с. 66).
      Возникновение символической деятельности, в первую очередь
в ее речевой форме, Л.С. Выготский связывает с развитием практиче-
ской деятельности ребенка. Указывая на роль слова в культурном раз-
витии ребенка, Л.С. Выготский отмечал, что называние предмета сло-
вом есть не одномоментное открытие того, что каждая вещь имеет
свое название, а здесь происходит усвоение новых способов опериро-
вания вещами, в том числе с помощью их называния.
      Практическая деятельность и речь развиваются взаимосвязано.
Речь, включаясь в практическую деятельность, преобразует ее, сама
наполняясь предметным содержанием и затем становится средством
управления деятельностью ребенка, выполняя планирующую функ-
цию, предвосхищая дальнейшую деятельность.
      Л.С. Выготский подчеркивал социальную природу символиче-
ской деятельности: “Всякая символическая деятельность ребенка была
некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всем пути
развития до самых высших его точек социальный способ функциони-
рования” (12, с. 56). Дальнейшее развитие символической функции