Знаково-символическая деятельность и её генез. Будякова Т.П. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
Предметный мир как бы втягивается в деятельность” (25, с. 85). А
такие структурные компоненты, как цель и сознательное действие, яв-
ляются отражением коллективного характера человеческой деятель-
ности. Таким образом, “проблема появления психического превраща-
ется в проблему их происхождения, их порождения теми обществен-
ными связями, в которые вступает человек в предметном мире
(25, с.124).
Каково же место знака в данной концепции?
В одной из последних своих работ - “О дальнейшем психологи-
ческом анализе деятельности” — А.Н. Леонтьев связывал возникно-
вение знаковой деятельности с развитием предметной деятельности.
Он писал: “Генетическими предпосылками общения являются его ес-
тественные инстинктивно-эмоциональные формы. Но вот что замеча-
тельно - не
их развитие порождает специфически человеческие формы
общения. Последние возникают в результате трансформации в пред-
метной деятельности субъекта, внутри которой выделяются особые
действия, на другого человека, ее участника” (26, с. 248-249). В рам-
ках предметной деятельности, когда возникает необходимость в осо-
бых операциях для означивания реальности, рождаются вначале ука-
зательные жесты, а позднее и
речь, один из центральных знаковых ви-
дов деятельности человека.
В.В. Давыдов анализирует проблему возникновения знаковой
функции
2
в связи с вопросом происхождения идеального. Исходным
понятием В.В. Давыдов также считает деятельность, которую называ-
етсубстанцией человеческого сознания” (18, с. 22). “Идеальное, - по
определению В.В. Давыдова, — это отражение внешнего мира в об-
щественно определенных формах деятельности человека” (18, с. 32) с
помощью слова, чертежа, модели и т.д. “Идеальное как основа
созна-
ния, — пишет далее В.В. Давыдов, — возникает... благодаря речевому
общению людей, связанному с языковыми значениями. Эти значения
опираются на общественно выработанные способы действий (18,
с. 33). Из сказанного видно, что В.В. Давыдов также считает источни-
ком знаковой функции общественно выработанные способы деятель-
ности. По В.В. Давыдову: “В раннем детстве знаковая
функция разви-
вается сначала в связи с практической деятельностью и лишь в даль-
нейшем переносится на употребление слов” (17, с. 47).
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова
по формированию знаково-символической деятельности носят, преж-
де всего, методологический характер. В настоящее время есть ряд ра-
бот, где конкретизируются положения
Л.С. Выготского.
2
Используется терминология В.В. Давыдова
                                        11

“Предметный мир как бы втягивается в деятельность” (25, с. 85). А
такие структурные компоненты, как цель и сознательное действие, яв-
ляются отражением коллективного характера человеческой деятель-
ности. Таким образом, “проблема появления психического превраща-
ется в проблему их происхождения, их порождения теми обществен-
ными связями, в которые вступает человек в предметном мире”
(25, с.124).
       Каково же место знака в данной концепции?
       В одной из последних своих работ - “О дальнейшем психологи-
ческом анализе деятельности” — А.Н. Леонтьев связывал возникно-
вение знаковой деятельности с развитием предметной деятельности.
Он писал: “Генетическими предпосылками общения являются его ес-
тественные инстинктивно-эмоциональные формы. Но вот что замеча-
тельно - не их развитие порождает специфически человеческие формы
общения. Последние возникают в результате трансформации в пред-
метной деятельности субъекта, внутри которой выделяются особые
действия, на другого человека, ее участника” (26, с. 248-249). В рам-
ках предметной деятельности, когда возникает необходимость в осо-
бых операциях для означивания реальности, рождаются вначале ука-
зательные жесты, а позднее и речь, один из центральных знаковых ви-
дов деятельности человека.
       В.В. Давыдов анализирует проблему возникновения знаковой
функции2 в связи с вопросом происхождения идеального. Исходным
понятием В.В. Давыдов также считает деятельность, которую называ-
ет” субстанцией человеческого сознания” (18, с. 22). “Идеальное, - по
определению В.В. Давыдова, — это отражение внешнего мира в об-
щественно определенных формах деятельности человека” (18, с. 32) с
помощью слова, чертежа, модели и т.д. “Идеальное как основа созна-
ния, — пишет далее В.В. Давыдов, — возникает... благодаря речевому
общению людей, связанному с языковыми значениями. Эти значения
опираются на общественно выработанные способы действий” (18,
с. 33). Из сказанного видно, что В.В. Давыдов также считает источни-
ком знаковой функции общественно выработанные способы деятель-
ности. По В.В. Давыдову: “В раннем детстве знаковая функция разви-
вается сначала в связи с практической деятельностью и лишь в даль-
нейшем переносится на употребление слов” (17, с. 47).
       Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова
по формированию знаково-символической деятельности носят, преж-
де всего, методологический характер. В настоящее время есть ряд ра-
бот, где конкретизируются положения Л.С. Выготского.


     2
         Используется терминология В.В. Давыдова