Знаково-символическая деятельность и её генез. Будякова Т.П. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
Что же определяет эту целостность? Важным фактором, обеспе-
чивающим, согласно Л.С. Выготскому, целостность, единство и свое-
образие развития личности и сознания являются средства, позволяю-
щие овладеть собственным поведением: “Единство всех процессов,
входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух момен-
тов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком
, и, во-
вторых, тех средств, которыедиктуют всю структуру процесса по-
ведения (10, с. 121). Средства обеспечивают активное приспособление
к окружающей среде в отличие от пассивного приспособления у жи-
вотных. Л.С. Выготский называет их ключом к овладению поведени-
ем. По происхождению - это созданные людьми искусственные сти-
мулы, под которыми он понимает
следующее: “Искусственные стиму-
лы-средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию, мы
называем знаками всякий искусственно созданный человеком сти-
мул, являющийся средством овладения поведением - чужим или соб-
ственным, есть знак. Два момента существенны для понятия знак: его
происхождение и функция” (10, с.78).
Рассмотрим положения Л. С. Выготского, относящиеся к вопро-
сам возникновения символической
деятельности у ребенка. Л.С. Вы-
готский отводил знаку решающую роль в развитии личности.
Источник развития личности Л.С. Выготокий усматривает в
столкновении развитых, культурных форм поведения, с которыми
встречается ребенок, с примитивными формами, которые характери-
зуют его собственное поведение” (10, с.136), ”противоречии или
столкновении природного и исторического, примитивного и культур
-
ного, органического и социального (10, с.292). Образцы развитых
культурных форм дает ребенку взрослый человек, организуя тем са-
мым зону ближайшего развития ребенка. Механизм овладения новы-
ми формами поведения - подражание, которое осуществляетсяв про-
цессе сотрудничества и социального общения” (12, с.16). Однако не
всякое общение обеспечивает культурное развитие. Л.С. Выготский
выделяет две
формы отношений между ребенком и взрослым: непо-
средственные и опосредованные. Непосредственные формы основаны
на инстинктивных способах выразительного движения у ребенка:
контакт, устанавливаемый посредством крика, хватания за рукав,
взглядов” (10, с.143). Высшая форма общения опосредована знаком.
На основе дальнейшего анализа Л.С. Выготский выделяет три
формы развития ребенка: 1) естественную форму поведения, 2) форму
примитивного поведения, 3) культурную форму поведения.
Эти формы образуют качественные стадии в развитии ребенка.
Переход от одной стадии к другой происходит при внедрении в есте-
ственные формы поведения знака, и дальнейшее развитие высших
психических функций и личности связывается Л.С. Выготским с раз-
                                   8

      Что же определяет эту целостность? Важным фактором, обеспе-
чивающим, согласно Л.С. Выготскому, целостность, единство и свое-
образие развития личности и сознания являются средства, позволяю-
щие овладеть собственным поведением: “Единство всех процессов,
входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух момен-
тов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, во-
вторых, тех средств, которые… диктуют всю структуру процесса по-
ведения (10, с. 121). Средства обеспечивают активное приспособление
к окружающей среде в отличие от пассивного приспособления у жи-
вотных. Л.С. Выготский называет их ключом к овладению поведени-
ем. По происхождению - это созданные людьми искусственные сти-
мулы, под которыми он понимает следующее: “Искусственные стиму-
лы-средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию, мы
называем знаками… всякий искусственно созданный человеком сти-
мул, являющийся средством овладения поведением - чужим или соб-
ственным, есть знак. Два момента существенны для понятия знак: его
происхождение и функция” (10, с.78).
      Рассмотрим положения Л. С. Выготского, относящиеся к вопро-
сам возникновения символической деятельности у ребенка. Л.С. Вы-
готский отводил знаку решающую роль в развитии личности.
      Источник развития личности Л.С. Выготокий усматривает в
“столкновении развитых, культурных форм поведения, с которыми
встречается ребенок, с примитивными формами, которые характери-
зуют его собственное поведение” (10, с.136), ”противоречии или
столкновении природного и исторического, примитивного и культур-
ного, органического и социального (10, с.292). Образцы развитых
культурных форм дает ребенку взрослый человек, организуя тем са-
мым зону ближайшего развития ребенка. Механизм овладения новы-
ми формами поведения - подражание, которое осуществляется “в про-
цессе сотрудничества и социального общения” (12, с.16). Однако не
всякое общение обеспечивает культурное развитие. Л.С. Выготский
выделяет две формы отношений между ребенком и взрослым: непо-
средственные и опосредованные. Непосредственные формы основаны
на инстинктивных способах выразительного движения у ребенка:
“контакт, устанавливаемый посредством крика, хватания за рукав,
взглядов” (10, с.143). Высшая форма общения опосредована знаком.
      На основе дальнейшего анализа Л.С. Выготский выделяет три
формы развития ребенка: 1) естественную форму поведения, 2) форму
примитивного поведения, 3) культурную форму поведения.
      Эти формы образуют качественные стадии в развитии ребенка.
Переход от одной стадии к другой происходит при внедрении в есте-
ственные формы поведения знака, и дальнейшее развитие высших
психических функций и личности связывается Л.С. Выготским с раз-